Организация питания учащихся в школах

Среди факторов внешней среды, обеспечивающих развитие детей и подростков, ведущая роль принадлежит питанию. Известно, что полноценное питание, обусловливая оптимальное протекание процессов обмена веществ в организме, существенно влияет на резистентность и иммунитет ребенка по отношению к различным заболеваниям, повышает его работоспособность и выносливость, способствует нормальному физическому и нервно-психическому развитию. В современных условиях роль питания значительно возрастает в связи с влиянием на формирование растущего организма таких социальных факторов, как резкое ускорение темпов жизни, увеличение объема получаемой детьми информации в школе (а также по телевидению, радио, в кино и т. п.), вовлечение детей в занятия физкультурой и спортом и др. Питание является одной из важнейших причин наблюдающегося в последнее время во всем мире нового биологического явления — акселерации, выражающейся в ускорении физического развития и полового созревания детей и подростков.

Потребность детей и подростков в пищевых веществах и энергии в значительной мере определяется особенностями метаболических процессов, протекающих в организме и характерных для определенного возрастного периода. Детскому организму присуща напряженность обмена веществ, связанная с непрерывным ростом, перестройкой и развитием всех органов и систем. Поскольку в школе дети проводят значительную часть времени, школьное питание играет существенную роль в общем пищевом рационе школьников.

С учетом физиолого-биохимических особенностей организма детей различного возраста предложено распределить школьников по группам: 7— 10 лет без разделения по полу, 11 — 13 лет и 14—17 лет с разделением по полу. В соответствии с этим в таблице приведена суточная потребность детей отдельных возрастных групп в энергии и в основных пищевых веществах.

Суточная потребность детей школьного возраста в основных питательных веществах

Суточная потребность детей школьного возраста в основных питательных веществах

На основании этих потребностей рассчитываются химический состав и калорийность школьного питания. Так, в обычной общеобразовательной школе учащиеся должны получать горячие школьные завтраки, составляющие по химическому составу и калорийности примерно 20 % суточной физиологической потребности. Для учащихся 9—10-х классов, задерживающихся в школе на более продолжительное время (факультативные занятия, собрания, работа в кружках и пр.), целесообразно организовывать двукратное питание — школьный горячий завтрак (20 %) и полдник (10 % калорийности суточного рациона).

Учащимся школ и групп продленного дня, пребывание которых в школе составляет 9—10 ч, рекомендуется школьный рацион, состоящий из двухразового горячего питания с обеспечением 55 % их суточной физиологической потребности в пищевых веществах и энергии (школьный завтрак — 20 %, обед — 35 %), причем обед может дополняться полдником, составляющим 10 % суточной калорийности. Таким образом, рацион учащихся при трехразовом питании в школе составит около 65 % суточной потребности их организма в энергии и в основных пищевых веществах.

Приведенные расчеты следует использовать для составления примерного набора пищевых продуктов на 1 учащегося в день, а также меню-раскладки завтраков и обедов.

При составлении меню необходимо правильно сочетать не только блюда, но и продукты. Наиболее полноценные и необходимые для детского организма продукты (молоко, мясо, яйцо, масло, овощи, сахар) должны входить в меню ежедневно, а другие (творог, рыба, сыр и пр.) — не реже 2—3 раз в неделю.

Большое значение имеет режим питания. Прием пищи необходимо организовать по графику в одно и то же время в соответствии с общим распорядком дня. Интервалы между приемами пищи должны быть не менее 3 ч и не более 4,5 ч. Завтраки в школе в первую смену лучше выдавать после 3-го урока, а обед — после 6-го. Время продолжительности завтраков и обедов должно быть достаточным для спокойного приема пищи. На завтраки и полдники следует отводить по 15 мин, а на обед — 30 мин.

В организации питания школьников могут быть рекомендованы следующие формы: для учащихся 1 — 4-х классов — групповые завтраки. При этом дежурные сервируют столы за 5—10 мин, а с приходом учащихся подают пищу на столы. После приема пищи школьники сами переносят использованную посуду в посудомоечную. За порядком и поведением в столовой должны следить классные руководители или воспитатели. За каждым классом закрепляются определенные столы, за каждым учащимся — место. Для учащихся старших классов наиболее целесообразно самообслуживание.

В организации питания школьников должны участвовать администрация школы и столовой, медицинские работники, родительский комитет, совет по питанию.

Администрация школы обязана выделить помещения под столовые или буфеты и оборудование для них в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, составить график работы столовой или буфета, вести учет питания в школе, утверждать меню.

Администрация столовой в соответствии с разработанной меню-раскладкой организует доставку готовой пищи с базовых столовых или же доставку необходимых пищевых продуктов и полуфабрикатов, приготовление горячей пищи. Она же обеспечивает потребности столовой или буфета в кухонном оборудовании, содержание помещений и оборудования в чистоте, укомплектовку столовой кадрами; следит за своевременным прохождением персоналом медицинских профилактических осмотров, организует планирование, учет и отчетность столовой.

Контроль за организацией питания в школе осуществляют прежде всего медицинские работники. Они обязаны следить за качеством пищевых продуктов или готовых блюд, завозимых в столовые, точностью их закладки, соблюдением технологии приготовления пищи в столовых школы, снимать пробу блюд перед их раздачей с отметкой в бракеражном журнале о качестве пищи и соответствии массы и объема блюд меню-раскладке, контролировать сроки реализации пищевых продуктов, готовой пищи, витаминизацию блюд, санитарное состояние помещений столовой и соблюдение ее работниками личной гигиены.

Обязательным участником организации школьного питания должен быть родительский комитет. В его обязанности входят контроль за работой школьной столовой, а также проведение мероприятий по улучшению организации и качества питания школьников. Выявлением недостатков в работе столовой, контролем за качеством приготавливаемой пищи и за санитарным состоянием непосредственно занимается специальная комиссия, избираемая родительским собранием.

Плановый контроль за организацией питания учащихся в школе должна проводить санэпидстанция.

Непременное условие успешной организации питания школьников — систематическая санитарно-просветительная работа среди учащихся, родителей, педагогов, работников столовой. Эта работа должна быть направлена на пропаганду гигиенических основ питания.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить