Уровень гигиенических знаний родильниц

Уровень гигиенических знаний родильницСостояние здоровья матери во время беременности, родов, в послеродовой период и ее ребенка в значительной мере зависят от того, насколько своевременно будущая мать ознакомится с изменениями, происходящими в женском организме в этот период, с правилами поведения, режимом, а также последствиями, которые возможны при невыполнении медицинских рекомендаций.

Результаты специальных исследований показывают, что у женщин, которые прошли подготовку к родам в полном объеме (включая психопрофилактику), неблагоприятный исход беременности отмечается в 2,5 раза реже, чем у тех, которые прошли эту подготовку в неполном объеме (В. М. Ельцова-Стрелкова и соавт., 1984).

В нашей стране разработана и внедрена в практику женских консультаций, фельдшерско-акушерских пунктов   научно обоснованная система санитарного просвещения беременных женщин (Н. Е. Гранат, А. Н. Шибаева, С. Л. Полчанова и др.) которая предусматривает поэтапное проведение занятий в школе материнства, встречи с будущими отцами, дородовой патронаж и др.

Как известно, обслуживание беременных строится по территориальному принципу, т. е. предусматривает обращение женщин в женскую консультацию или на фельдшерско-акушерский пункт по месту жительства в сроки до 12 нед беременности, так как необходимы систематическое посещение этих учреждений и проведение родов в родильном доме по месту жительства.

При обнаружении отклонений в здоровье беременных они направляются в специализированные акушерско-гинекологические учреждения, которые существуют повсеместно.

Такая система обеспечивает преемственность в наблюдении за беременной, родоразрешением и последующим наблюдением за матерью и ребенком.

Однако в крупных городах в родильные дома поступают и иногородние роженицы, что необходимо учитывать при планировании мероприятий по дальнейшему улучшению обеспеченности населения койками в учреждениях родовспоможения.

Мы опросили около 500 иногородних родильниц. Большинство из них были жительницы Московской области. Выяснилось, что степень гигиенической подготовки иногородних родильниц недостаточна. Уже сам факт смены беременной места своего пребывания накануне родов, неосознание риска такого перемещения для своего здоровья и здоровья будущего ребенка свидетельствуют о недостатках в санитарно-просветительной работе среди беременных по месту жительства. Эти недостатки были обусловлены тем, что гигиеническая подготовка к родам, как правило, имеет в основном теоретическую направленность, в ущерб практическим навыкам и советам.

Оказалось, что большинство женщин мало знакомы с техникой вскармливания ребенка. Вследствие этого после родов нередко возникали трудности в связи с первыми кормлениями ребенка. Часть женщин не были осведомлены о значении естественного вскармливания для обеспечения нормального развития грудного ребенка.

Большинство женщин не владели техникой сцеживания молока, не знали, что сцеживать надо двумя руками, причем руки должны быть обязательно сухими и чистыми; сцеживать надо сразу после кормления или даже до кормления (если молока очень много); руки не должны захватывать сосок; необходимо проводить массаж молочных желез.

Показателем гигиенической подготовленности женщин является и их знание об уходе за новорожденными после выписки из роддома. В первую очередь, естественно, это касается первородящих.

Выяснилось, что не все будущие матери заранее готовят предметы ухода и белье для новорожденного. Это тоже указывает на необходимость повышения качества работы «школ материнства» и дородового патронажа.

Выявлена неосведомленность будущих матерей также по вопросам режима и техники купания ребенка. Так, у многих женщин вызвали настороженность и сомнения рекомендации купать ребенка непосредственно после выписки, а также температура воды 37 °С. Родильницы, как правило, считали такую воду слишком холодной и опасались, что ребенок может простудиться. Недостаточной была также осведомленность матерей по вопросам ухода за кожей ребенка после купания.

Как показало исследование, большинство матерей пугала процедура купания и мало кто из них знал о важности создания у ребенка при первых купаниях положительных эмоций, чтобы впоследствии эта процедура доставляла ему удовольствие, ожидалась с радостью.

Как известно, в число обязательных тем «школ материнства» включены вопросы гигиенического поведения женщины после родов. Однако работа по повышению санитарной грамотности в этих вопросах требует улучшения. Необходимо обратить внимание на такие гигиенические вопросы, как требования к белью, которое должно быть обязательно хлопчатобумажным, необходимость воздержания от половой жизни в течение 2 мес после родов, а также от поднятия тяжестей (например, коляски с ребенком, бака с бельем и пр.).

Женщины не вполне представляли себе необходимость показаться акушерке через 2 мес после родов как для проверки своего здоровья, так и для решения вопроса о предохранении от последующей беременности на 1—2 года.

Очевидно, все эти пробелы в знаниях явились следствием слабой подготовки их в «школах материнства», недостаточными беседами акушерок с беременными. Судя по всему, в «школах материнства» основное внимание уделяют тому, что надо делать, но не объясняют и не показывают, как это делать, т.е. не знакомят с «технологией» выполнения указанных санитарно-гигиенических приемов.

Кроме того, нельзя не учитывать и слабую психологическую готовность женщин, особенно первородящих, четко и конкретно воспринимать рекомендации до рождения ребенка.

Очень желанными для родильниц оказались 4 плановые санитарно-просветительные беседы в родильном стационаре; трудно найти более благодарную аудиторию, чем матери, получающие рекомендации об уходе и воспитании новорожденного, готовые принять их к сведению и выполнению. Поэтому так важно не жалеть времени и сил на то, чтобы научить мать, а затем и отца правильно ухаживать за ребенком.

Акушерка должна обратить особое внимание на следующие вопросы:

— при первой явке беременной необходимо убедить ее в важности регулярного посещения ею в течение всей беременности женской консультации, фельдшерско-акушерского пункта, занятий «школы материнства»;

— на занятиях «школы материнства» основное внимание следует уделить не столько рассказу, сколько показу, примеру техники кормления, сцеживания, купания ребенка;

— необходимо убедить беременных подготовить все заранее к рождению малыша;

— при выдаче обменной карты надо обязательно разъяснить целесообразность обращения на роды в «свой» или рекомендованный акушеркой родильный дом;

— при общении с женщиной и ее семьей акушерка должна добиваться, чтобы не только будущая мать, но также ее муж и семья знали и понимали необходимость щадящего режима для женщины после родов.

Выполнение перечисленных рекомендаций позволит повысить качество работы медицинского персонала родовспомогательных учреждений на местах.


 

 

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить