Профилактика и лечение близорукости

Стационарная миопия (непрогрессирующая) является биологическим вариантом развития глаза. Профилактика ее невозможна, ибо вряд ли можно изменить ход нормального развития.

Прогрессирующая миопия (школьная, профессиональная, злокачественная)— это вторичная форма, возникающая вследствие патологического удлинения оси и требующая проведения широких профилактических мероприятий.

Для предупреждения развития близорукости у детей необходимо соблюдение во время занятий ряда условий, облегчающих зрительную работу. Важное значение имеют правильный режим дня и организация занятий в детских дошкольных учреждениях, в школе и дома.

Как известно, интенсивное развитие зрительных функций у детей происходит в возрасте до 6 лет. В младших группах детского сада продолжительность каждого вида занятий (рисование, вышивание, лепка и др.) не должна превышать 10—15 мин. В старшей и подготовительной группах занятия, связанные с напряжением зрения, рекомендуется проводить не более 20 мин с перерывом между ними 5—10 мин. Между двумя занятиями и по их окончании детям рекомендуют подойти к окну и в течение 3—5 мин смотреть вдаль.

Нужно следить за правильной осанкой ученика во время занятий. За партой дети должны сидеть прямо. Расстояние от глаз до книги должно соответствовать наилучшим условиям зрительной работы — 30—40 см. При работе дома для удобства чтения рекомендуется книгу класть на подставку под углом 30—40° к поверхности стола. Одним из важнейших факторов возникновения школьной миопии следует считать недостаточную освещенность рабочего места. Согласно существующим нормам, для классов световой коэффициент (т. е. отношение застекленной площади окон к площади пола) должен составлять 1:5, для прочих помещений школы — 1:8. Что касается искусственной освещенности, то она на поверхности парт и классной доски должна составлять не менее 150 лк при освещении лампами накаливания и не менее 300 лк при люминесцентном освещении. Дома для занятий школьника должно быть отведено место у окна. В вечернее время следует пользоваться достаточным местным освещением — лампой мощностью 60—100 Вт с непрозрачным колпаком, поставленной с левой стороны. Парты по отношению к окнам ставят так, чтобы свет от них падал слева. Если свет падает справа, то от правой руки ученика на книге или тетради образуется тень. Нельзя читать во время ходьбы, в транспорте. Неустойчивое положение книги во время движения транспорта затрудняет чтение, побуждает чрезмерно приближать текст к глазам, вызывает их быстрое утомление.

В условиях проводимой в нашей стране школьной реформы возрастает значение трудового обучения. Гигиена зрения при трудовом обучении преследует задачу обеспечить правильную позу учащихся, хорошие условия освещения, свободу движения, соответствие характера выполняемой работы возрастным возможностям детей. Виды работы на уроках труда необходимо чередовать, чтобы устранить однообразное зрительное напряжение. Столярные или слесарные верстаки необходимо устанавливать перпендикулярно или под углом 30—40° к светонесущей стене на расстоянии не менее 0,4 м. В зависимости от характера работ мастерские должны иметь заключения СЭС. Освещение должно быть либо общее, либо комбинированное (общее и местное) освещение. Применение одного местного освещения не допускается. Нормы освещенности для мастерских те же, что и для классов.

Просмотр телевизора нужно свести к минимуму, телепередачи смотреть не более 2-х раз в неделю, по одному часу. Передачи выбирать под соответствующую возрастную категорию. Нельзя допускать, чтобы дети сидели перед самым экраном телевизора или сбоку. Расстояние от экрана телевизора до глаз должно быть не менее 2—3 м. Не рекомендуется детям смотреть телевизионные передачи более 60 мин, так как после указанного срока наступает утомление глаз и понижается острота зрения.

Общие заболевания (корь, скарлатина, грипп и др.) вызывают ослабление детского организма и аппарата аккомодации, что способствует появлению миопии. При этих заболеваниях нужно наблюдать, чтобы ребенок не слишком усердно и много рисовал, не разглядывал долго мелкие предметы и не подводил их к глазам.

В последние годы получает распространение комплекс тренировочных упражнений «аккомодационный офтальмотренинг».

Для снятия утомления аккомодационного аппарата ребенку с миопией назначаются очки для близи +2 Д для чтения книги или газеты в течение 10—15 мин. Ребенок сначала медленно отодвигает текст до появления затуманивания, а затем приближает его до прояснения. Затем для усиления аккомодации для дали перед глазом пациента ставят положительную линзу такой силы, чтобы с расстояния 5 м можно было видеть только первую строчку таблицы Сивцева. В процессе тренировки пациент волевым усилием должен добиваться различения знаков в строчках, расположенных ниже. Через 5 мин линзу заменяют более слабой, чтобы была видна уже 4 — 5-я строчка. При достижении устойчивого различения знаков 9—10-й строчки пациенту рекомендуется добиваться различения знаков на разных строчках таблицы (в разбивку) в течение 5 мин.

На следующем этапе тренировки пациенту рекомендуется, стараясь удерживать ясное изображение 6—7-й строки, медленно отходить до затуманивания знаков и возвращаться в исходное положение в течение 5—15 мин.

На третьем этапе проводятся упражнения на повышение устойчивости конвергенции. Перед одним из двух открытых глаз устанавливают основанием к носу призму такой силы, которая вызывает раздвоение парных изображений букв таблицы или поставленного в аппарат Рота карандаша. Пациент добивается усилием воли слияния двух изображений в одно. После каждого слияния изображения призму убирают и сразу же вновь приставляют к глазу. Такие упражнения повторяют 7—10 раз вначале для одного, а затем для второго глаза. При последующих тренировках силу призм постепенно увеличивают, сохраняя прежнюю степень расхождения изображений. Общая длительность тренировки по методике «аккомодационного офтальмотренинга» составляет 30—40 мин. Занятия проводятся 2 раза в день: утром после сна и после обеда в течение 2 — 3 нед.

Все виды тренировок сопровождаются закапыванием в глаза 1% раствора мезатона на ночь через день по 1—2 капли. Курсы тренировок необходимо повторять с интервалом 1 мес. Имеющийся личный опыт позволяет рекомендовать «аккомодационный офтальмотренинг» при слабых степенях близорукости и псевдомиопии (наклонности к спазмам аккомодации).

Предупреждению осложненной близорукости и ее прогрессирования также способствует применение ряда медикаментозных средств, назначаемых по показаниям врачом. Выбор препаратов, определение методики их применения и частоты повторных курсов лечения производятся врачом на основе оценки индивидуальных особенностей течения миопии.

Основным видом операций для профилактики прогрессирования близорукости является хирургическое укрепление склеры. Приоритет в этой области принадлежит нашей стране: в 1930 г. М. М. Шевелев разработал оригинальную методику укрепления склеры глаза при помощи ленты из широкой фасции бедра. В качестве трансплантатов используют также консервированную гомосклеру, твердую мозговую оболочку, а также силиконовую резину, пеногель и др. Они вводятся в виде полосок в специальные тоннели в склере реципиента, либо охватывают склеру, как широкий обруч, помещаемый под прямыми мышцами, либо облегают глазное яблоко в виде лепестков, достигающих заднего полюса во всех 4 косых секторах, свободных от прикрепления мышц. Трансплантат, вызывая реактивное воспаление, образует прочный рубец, способствует укреплению коллагенового остова склеры реципиента, а также стимулирует развитие новых сосудов, улучшающих ее питание.

Положительный эффект склеропластических операций при близорукости не вызывает сомнений. Отмечено стабилизирующее влияние на рефракцию (прекращение или замедление прогрессирования миопии), укорочение длины оси глаза, улучшение остроты зрения без коррекции, расширение поля зрения и улучшение показателей гемодинамики.

В последние годы внимание многих исследователей привлекает возможность уменьшения общей рефракции миопического глаза путем уменьшения преломляющей силы роговицы. В 1950 г. японский офтальмолог Г. Сато предложил оригинальный метод хирургической коррекции близорукости. С помощью радиальных надрезов роговицы он добивался уменьшения ее преломляющей силы. В России эта операция была впервые применена Ф. С. Еналиевым в 1969 г. для исправления миопии слабой и средней степени. Рефракционный эффект зависел от числа насечек.

Начиная с 1973 г. методика этой операции была существенно усовершенствована С. Н. Федоровым и сотрудниками его клиники. Для выполнения надрезов был предложен специальный дозирующий нож, с помощью ЭВМ разработана методика расчета глубины надреза, числа и длины насечек; создан первый в мире конвейер, где каждый из офтальмохирургов выполняет один из этапов операции. Накопленный опыт теперь уже многих тысяч операций показывает, что они дают устойчивый эффект, если к моменту операции миопия была стабильной не менее 2 лет, а преломляющая сила роговицы превышала 43 Д. Механизм этих операций сводится к уплощению центральной части роговой оболочки, по-видимому, за счет уменьшения ее ригидности в парацентральной зоне и выпячивания этой зоны под действием внутриглазного давления либо внешнего давления век. Имеет, очевидно, значение и то, что радиарные надрезы рассекают кольцевую связку роговицы, расположенную на ее периферии. Основными параметрами надрезов, влияющими на рефракционный эффект, являются их глубина и диаметр остающейся интактной центральной зоны. Основным показанием к таким вмешательствам должны стать односторонняя и несимметричная миопия, а также миопический астигматизм, плохо корригируемый обычными очками.

Усилия офтальмологов по уменьшению близорукости и астигматизма продолжаются. Для этой цели предложены и апробируются в последнее время серповидная резекция роговицы, пересадка сегмента трупной роговицы в надрез роговицы реципиента, локальная термоаппликация и другие методы. По-видимому, с развитием контактной коррекции, особенно мягкими линзами, показания к проведению хирургической коррекции аметропии будут существенно ограничены.

Для предупреждения врожденной и наследственной миопии необходимы профилактика внутриутробной инфекции и интоксикации, патологии беременности и родов, недоношенности, устранение влияния на плод ионизирующих излучений. Известную роль в профилактике миопии, особенно тяжелых ее форм, играет квалифицированная медико-генетическая консультация в тех случаях, когда в семье родился ребенок с наследственной миопией и родителям необходимо знать риск возникновения этой же патологии у будущего потомства.

В большой профилактической работе по предупреждению близорукости должны участвовать не только врачи-окулисты, но и средние медицинские работники имеющие вид медицинской лицензии— фельдшера, оптометристы, медицинские сестры в детских дошкольных учреждениях, школах, глазных кабинетах поликлиник и др.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить