К истории среднего медицинского образования

Издавна фельдшер считался помощником врача и должен был работать под его контролем, но ввиду постоянной нехватки врачей фельдшера работали также самостоятельно, компенсируя недостаток врачебных кадров.

Царь Алексей Михайлович, готовясь к войне с Польшей, в 1653 г. открывает костоправную школу, а в следующем 1654 г. при Аптекарском приказе создается специальная лекарская школа, куда было набрано 30 учеников для изучения «лекарского, аптекарского и иного дела». Поскольку в 1654 г. началась война с Польшей, то ученики лекарской школы отправились на театр военных действий под Смоленск и Вязьму, где проходили их учеба и боевое крещение. Первый выпуск лекарской школы состоялся в 1660 г. Выпускники получали диплом «русского лекаря»; по рангу они стояли ниже иностранных врачей, и платили им меньше.

Дальнейшее развитие среднее медицинское образование получило в царствование Петра I, основавшего в 1706 г. в Москве, за Яузой первый в России постоянный госпиталь с лекарской школой. Госпиталь выпускал медицинских работников 2 категорий — лекарей с высшим и подлекарей со средним медицинским образованием (звание, которое получали ученики лекарской школы на III курсе).

К середине XVIII века, в царствование Анны Ивановны, из-за границы уже приглашали только лекарей. Функции подлекарей во время войны выполняли учащиеся госпитальных школ. Однако обученного медицинского персонала постоянно не хватало даже для нужд армии, не говоря уже о гражданском населении. А между тем еще Воинским уставом, изданным Петром I в 1716 г., «в каждую дивизию определяем был доктор и штаб-лекарь и во всякую роту фельдшер или цирюльник».

В начале 40-х годов в Петербургском и Кронштадтском генеральных госпиталях, при которых имелись лекарские школы, а в 1764 г. и при Московском госпитале появились младшие медицинские стажеры. Это были солдатские дети из гарнизонных школ для подмены обучающихся в госпитальных школах во время теоретических занятий. Их учили перевязывать раны, пускать кровь, ставить лечебные клистиры, припарки и пр. Со временем наиболее способных производили в подлекари, причем, продолжая учебу, они могли стать даже лекарями. Остальные после пятилетней службы в госпитале определялись в полки цирюльниками. Таким образом, среди лиц с доврачебным медицинским образованием наряду с фельдшерами и подлекарями мы встречаем цирюльников.

Само название «фельдшер» происходит из 2 немецких слов Feld — поле (боя) и Scherer — цирюльник. Средневековые фельдшера-цирюльники были не только брадобреями, они ставили банки, пускали кровь, срезали мозоли и вообще занимались так называемой «малой» хирургией.

В 1798—1799 гг. медицинская коллегия предписала врачебным управам учинить местным подлекарям переаттестацию на звание лекаря. Не сдавшие экзамен направлялись в только что созданные медико-хирургические академии на доучивание. В этом акте нашел отражение ошибочный взгляд официальных должностных лиц того времени на средний медицинский персонал как на недоучек, а не на функционально необходимую категорию работников. Эта руководящая концепция надолго задержала развитие среднего медицинского образования.

С активизацией деятельности Приказов общественного призрения, созданных Екатериной II в 1775 г., с открытием губернских и уездных больниц стал острее ощущаться недостаток в медицинских кадрах со средним образованием, подготовка которых была практически прекращена. Первая в России фельдшерская школа была открыта при Голицынской больнице в 1832 г. В нее принимались мальчики — дети крепостных служащих больницы. В 1835 г. учреждена фельдшерская школа при Ново-Екатерининской больнице, ставшей клинической базой Московской медико-хирургической академии. В конце 1830-х годов открылась фельдшерская школа при Петербургской Мариинской больнице, относившейся к Воспитательному дому.

В 1845 г. Московский воспитательный дом открывает свою фельдшерскую школу. Задачей ее была подготовка фельдшеров из деревенских питомцев Воспитательного дома для службы в лечебницах казенных селений Министерства государственных имуществ и в больницах заведений, относящихся к Воспитательному дому. В 1876 г. школа слилась с подобным учебным заведением Голицынской больницы, которая с 1828 г. находилась в одном ведомстве с Воспитательным домом.

В 1838 г. было утверждено положение о фельдшерских школах при военных госпиталях. При Московском госпитале, например, полагалось 200 учеников. В школу принимались юноши в возрасте 15—17 лет. Срок обучения составлял 3 года.

Однако все перечисленные школы имели ведомственный характер и предназначались для удовлетворения потребностей в медицинском персонале ведомств-учредителей.

В 1830-х годах Приказы общественного призрения начинают открывать при своих больницах собственные фельдшерские школы. В школы принимали по 20 воспитанников на средства Приказов и такое же количество платных учеников — пансионеров. На содержание Приказов общественного призрения поступали дети мещан, преимущественно сироты. В пансионеры зачислялись воспитанники прочих Приказов. Дозволялось также принимать крепостных за счет выплаты помещиками определенной суммы. Возраст поступающих в обучение колебался от 12 до 16 лет. Образовательный уровень для поступающих был минимальным. Единственным условием было умение читать и писать на русском языке. Полный курс обучения составлял 4 года.

Рост фельдшерского образования значительно отставал от потребностей жизни. Так, в 1861 г. в ведении Приказов общественного призрения было 5 фельдшерских школ, выпуск которых составил в том году всего лишь 215 человек. К концу 1910 г. число акушерско-фельдшерских школ возросло до 66, а выпуск учащихся — до 1855. И все же медицинских работников не хватало. В 1910 г. на обширной территории Российской империи с населением около 160 млн. человек имелось 21 тыс. врачей и 36 тыс. фельдшеров. В среднем на 1 врача приходилось 7—8 тыс. населения. На окраинах России на 1 врача приходилось до 100—200 тыс. человек (напомним, что сегодня в СССР обеспеченность врачами составляет 1 на 200 человек). При обширности расстояний и острой нехватке врачей фельдшера выполняли основную лечебную работу. К концу 1910 г. в Российской империи было 4657 самостоятельных фельдшерских пунктов (число врачебных пунктов было 3804). По официальным отчетным данным, удельный вес самостоятельной фельдшерской помощи в 1906 г. составил 34%, а в отдельных отдаленных от центра губерниях — 84 %.

После введения в 1864 г. Земского общественного управления была установлена так называемая разъездная система врачебного обслуживания. Уезд делился на определенное число (до 25) фельдшерских участков. А для контроля в каждый уезд назначался 1, иногда 2 врача. При таких условиях фельдшера, хотя, согласно законодательству, и считались помощниками врачей, в большинстве своем были предоставлены сами себе и работали самостоятельно.

Армия практикующих фельдшеров имела довольно пестрый состав по уровню образования и квалификации. Те, кто оканчивал специальные школы, имели хорошую подготовку. Но среди них было много таких, кто получил квалификацию путем простого ученичества при войсковых частях, госпиталях и лазаретах (войсковые фельдшера), при государственных, общественных, частных больницах, даже у вольнопрактикующих врачей и акушерок. Полуграмотные люди после практического обучения фельдшерскому или повивальному делу имели право держать экзамен при врачебных управах и получали свидетельства на звание фельдшера или повивальной бабки.

После введения земского самоуправления в 34 центральных губерниях земские управы стали создавать собственные фельдшерские и акушерские школы. С 1867 по 1877 г. было открыто 19 таких школ. Преодолевая недостатки «разъездной» системы, земство начало развивать сеть стационарной врачебной помощи. Для этого учреждаются земские больницы, в которых фельдшера и акушерки работали под надзором врачей. В соответствии с изменением системы здравоохранения меняется характер подготовки среднего медицинского персонала. Перешедшие к земствам от Приказов общественного призрения школы предназначались главным образом для укомплектования штатов крупных городских больниц и для призрения сирот городских сословий. Они представляли собой общеобразовательные заведения с 4-летним курсом и сравнительно малой специальной подготовкой в расчете на то, что специальные знания и навыки будут получены в процессе обязательного десятилетнего срока работы в больнице. Исходя из этого, возрастной ценз для поступающих в школу был установлен от 12 до 14 лет. Земские фельдшерские школы предназначались главным образом для комплектования сельских больниц, в связи с этим при зачислении в школу предпочтение отдавалось крестьянским детям в расчете на то, что они останутся работать на селе.

Применительно к новым условиям в 1872 г. был издан «Нормальный устав земской фельдшерской школы».

Согласно этому уставу, возрастной ценз поступающих в школу был повышен до 15 лет для мальчиков и 18 лет для девушек. Образовательный ценз был снижен до уровня знания русской грамоты. Учитывая сравнительно невысокий уровень грамотности поступающих в школу, в учебный курс вводилась более широкая общеобразовательная программа. Соответственно этому срок обучения был продлен до 3 лет в фельдшерской школе и до 2 в повивальной.

В 1897 г. издается «Новый нормальный устав земских фельдшерских школ» и появляются новые программы преподавания. Упомянутый устав повысил образовательный ценз поступающих до 3-годичной народной школы, продлил срок обучения до 4 лет, сократил преподавание общеобразовательных предметов и расширил объем специальных дисциплин. Именно в этом направлении продолжалось дальнейшее совершенствование системы подготовки фельдшеров в России и в начале XX века. В курс некоторых школ вводятся естественные науки — физика, химия, зоология, а из медицинских дисциплин гинекология, санитария, детские, глазные, ушные болезни и даже психиатрия.

Параллельно с общемедицинским средним образованием и в известном смысле независимо от него развивалось обучение акушерскому делу. До второй половины XVIII века в России не существовало специальных школ для обучения родовспоможению. Организованные в начале XVIII века госпитальные школы занимались лишь подготовкой медицинского персонала для армии. Население было практически лишено квалифицированной акушерской помощи. Роды принимали обычно безграмотные повитухи и знахари, которые нередко калечили мать и ребенка. Особенно страдало сельское население.

Положение стало меняться после того, как на должность директора медицинской канцелярии был назначен лейб-медик Елизаветы Петровны Павел Захарович Кондоиди. Этот умный, высокообразованный, энергичный и честный человек сделал много для организации медицинской службы в России, в первую очередь для улучшения системы медицинского образования. Прежде всего П. 3. Кондоиди в 1754 г. провел аттестацию имевшихся в Москве и Петербурге повивальных бабок. Допущенные к акушерской практике повитухи после присяги стали называться присяжными бабками. В 1757 г. П. 3. Кондоиди ввел специальное образование для акушерок, учредив в Петербурге и Москве школы «бабичьего дела». Преподавателями в этих школах первое время были только иностранцы, почти не владевшие русским языком. Лекции читались по латыни или по-немецки. Те, кто был призван готовить русские национальные кадры, не были в этом заинтересованы. Не было четких программ; из-за отсутствия клинической базы занятия проводились на дому у преподавателей, причем нерегулярно, часто надолго прерывались. Эффективность работы акушерских школ на первых порах была низкой, число выпускниц исчислялось единицами. В. Рихтер в своей «Истории повивальной практики в Москве» указывает, что в течение половины столетия с начала основания акушерских школ допуск к практической работе в Москве получили всего лишь 94 повивальные бабки. С открытием в Москве (1764 г.) и Петербурге (1770 г.) Воспитательных домов, казалось бы, появилась возможность улучшения системы обучения акушерскому делу, однако в силу межведомственных барьеров профессора акушерских школ со своими ученицами не были допущены в родильные госпитали Воспитательных домов.

Жизнь требовала расширения и улучшения дела подготовки акушерских кадров. В 1784 г. при Петербургском воспитательном доме учреждается акушерское училище. Первым директором его стал приглашенный из Австрии профессор акушерства И. Моренгейм. Так как он читал лекции на немецком языке, то в Петербургском воспитательном доме пришлось учредить так называемый «немецкий» класс, наиболее успевающие ученицы которого могли поступать в акушерское училище. Наряду с искусством повивания воспитанницы обучались лечению болезней рожениц и новорожденных. Через 2 года после открытия училища, в 1786 г., состоялось первое публичное испытание. Воспитанницы показали хорошую подготовку и были направлены для работы в качестве повивальных бабок в различные губернии.

В акушерской школе, а затем и в повивальном училище Петербургского воспитательного дома преподавал выдающийся ученый, один из основоположников отечественного акушерства Нестор Максимович Амбодик-Максимович — автор первого оригинального руководства по акушерству на русском языке «Искусство повивания, или Наука о „бабичьем деле"» (1784—1786 гг.), первый русский врач, получивший звание профессора повивального искусства. В 1811 г. повивальное училище было преобразовано в Повивальный институт, а в 1853 г. на основе его и Родильного госпиталя было создано родовспомогательное заведение, просуществовавшее до самой революции.

В 1801 г. В. М. Рихтер организовал при Московском воспитательном доме Повивальный институт для подготовки акушерок из числа наиболее способных воспитанниц. При Повивальном институте функционировала также Школа сельских повивальных бабок, в которую принимались женщины из провинции по направлению земских управ.

В течение первой трети XIX века школы повивальных бабок являлись единственной официальной формой подготовки медицинских кадров со средним специальным образованием. Среди сельского населения фельдшера пользовались большей популярностью по сравнению с акушерками. В связи с этим, а также в связи с ограниченностью бюджета земского самоуправления в конце XIX века был поднят вопрос о совмещении профессий фельдшерицы и акушерки в одном лице. Повивальные школы стали заменяться акушерско-фельдшерскими. В 1903 г. были выработаны и введены в действие соответствующим циркуляром Министерства внутренних дел учебные планы и программы обучения в акушерско-фельдшерских школах.

До середины XIX века врачебная деятельность была исключительно привилегией мужчин. Женщин допускали только к родовспоможению. Начало общего медицинского образования женщин было положено основанием в Петербурге в 1844 г. Свято-Троицкой общины сестер милосердия. Это движение получило большое развитие в дореволюционной России. Подвижнической деятельностью в общинах женщины доказывали свое право на равное с мужчинами положение в общественной жизни страны.

С учреждением в 1867 г. Русского общества Красного Креста в его компетенцию вошли организация и контроль за учреждением и деятельностью общин сестер милосердия. Большинство общин влилось в Общество Красного Креста. В конце 1912 г. в 109 благотворительных общинах работали 3442 сестры милосердия, а к началу первой мировой войны их число в России достигло 10 тыс., к концу войны в госпиталях трудилось около 20 тыс. сестер милосердия.

Сестры милосердия получали в общинах среднее медицинское образование. Продолжительность систематического курса обучения в мирное время не превышала 2 лет. В 1854 г. была организована первая в России фельдшерская школа при Петербургском воспитательном доме, а в 1871 г. — первое в Москве женское фельдшерское училище при Старо-Екатерининской больнице. Такое же училище открылось при Мариинской больнице в 1879 г.

За годы Советской власти неизмеримо возросли масштабы и качество медицинской помощи населению. Сегодня в лечебно-профилактических учреждениях страны работает свыше 1 млн. врачей и более 3 млн. медицинских работников со средним образованием. В стране функционирует свыше 650 медицинских училищ, в которых ежегодно получает образование около 200 тыс. средних медицинских работников.




 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить