Из истории подготовки фельдшеров в дореволюционном Казахстане

Первая попытка подготовки фельдшеров среди казахского населения относится к середине XIX столетия, т.е. более чем через 100 лет после присоединения к России.

Первым учебным заведением, призванным подготовить фельдшеров из казахского населения, была фельдшерская школа при Оренбургском военном госпитале, куда по специальному положению 1844 г. «Об управлении Оренбургскими киргизами» определялось на обучение «фельдшерскому искусству и оспопрививанию» 10 мальчиков, для чего выделялось 550 руб. ежегодно.

Как писал председатель Оренбургской пограничной комиссии, подготовка фельдшеров из местного населения была необходима, чтобы они «приохотились бы потом и сами отдавать детей своих для обучения фельдшерскому искусству, если бы на выпущенных по окончании курса в фельдшерской школе однородцах убедились и в той пользе, какую они приносят Орде своими знаниями».

В 1858 г. фельдшерскую школу окончил первый фельдшер-казах Хамза Карджасов, который свыше 10 лет работал фельдшером в восточной части области.

В течение 25 лет (1844—1869) удалось определить на обучение всего 10 мальчиков-казахов, из них только 6 окончили полный курс наук, 1 был исключен и 3 умерли.

Позднее при передаче Оренбургской фельдшерской школы из Военного ведомства в ведение Министерства внутренних дел 10 вакансий для казахских детей для Тургайской области были сохранены, а с 1872 г. было выделено дополнительно 5 мест для казахов Внутренней Киргизской Орды.

В первые 4 года в счет этих 5 мест фельдшерскую школу закончили 3 казаха.

Некоторое оживление в подготовке фельдшеров из местного населения началось в 60-е годы прошлого столетия, чему способствовало дальнейшее распространение русского образования.

Открывались мужские и женские гимназии и прогимназии, училища, поселковые школы.

Позднее русские школы для казахских детей открывались в крупных административных (областных, уездных) центрах.

Если распространением русского образования царская администрация стремилась русифицировать народы национальных окраин и подготовить проводников колониальной политики царизма, то прогрессивная часть русской интеллигенции видела в распространении русского образования путь к просвещению, культурно-экономическому развитию края.

«По нашему убеждению, главным рычагом будущего развития киргизов должно послужить знание русского языка и «грамоты», а этого тем легче добиться, что киргизы отличаются замечательною охотою к обучению, к знаниям, к просвещению...»,— писал Ф. И. Лобысевич.

Огромную роль в распространении русского образования среди казахского населения сыграл Ибрай Алтынсарин (1841—1889) — выдающийся казахский просветитель, общественный деятель, пламенный борец за прогрессивное развитие казахского народа. Он имеет большие заслуги также в подготовке врачей и фельдшеров из казахской молодежи.

Подготовке фельдшеров из казахов способствовало окончательное присоединение в 1868 г. всей территории Казахстана к России.

По реформе 1868 г. вводились штаты уездных врачей, фельдшеров и повивальных бабок.

Нельзя не отметить роль Омской центральной фельдшерской школы, занимающей видное место в подготовке фельдшеров-казахов. В положении 1878 г. об учреждении этой школы «для приготовления из среды крестьянского сословия сельских фельдшеров для Тобольской и Томской губернии — на 100 человек... » было оговорено, что «... на имеющиеся вакансии могут быть принимаемые... пансионерами мальчики киргизских, инородческих и городских обществ и частных лиц с платою по 200 рублей в год».

В 1880 г. Омскую центральную фельдшерскую школу окончили первые 5 казахов, в 1881 г.—7, в 1882 г. — 1 и в 1883 г. — 2.

В начале 80-х годов казахские общества Акмолинской и Семипалатинской областей на свои средства содержали 5 и 11 стипендиатов соответственно, которые приказом Степного генерал-губернатора от 17/2 1884 г. «... получая образование на средства киргизских обществ, должны возмещать издержки обязательным трудом на пользу этих обществ... », т.е. были обязаны прослужить по 1,5 года за каждый год обучения.

Утверждение должностей волостных фельдшеров в какой-то степени способствовало приближению медицинской помощи коренному населению и обегчило в дальнейшем трудоустройство казахов — выпускников фельдшерской школы. Им назначалось жалованье 180 руб. в год, с тем «чтобы обыкновенные разъезды для медицинской практики они совершали на своей лошади».

Кроме оказания медицинской помощи населению и оспопрививания, им в обязанность вменялся сбор «врачебных растений» и «сведений о местных врачебных средствах».

В 1888 г. по распоряжению Степного генерал-губернатора в Омской фельдшерской школе за счет средств земского сбора для Семиречинской области были учреждены 2 стипендии, а с 1911 г. подобные стипендии были учреждены и для уроженцев Туркестанского генерал-губернаторства (12 стипендий) и Закаспийской области. Всего Омскую фельдшерскую школу до Октябрьской революции окончили 95 фельдшеров-казахов.

Подготовка фельдшеров из коренного населения в различных областях дореволюционного Казахстана шла неравномерно и в основном зависела от инициативы местных обществ и степени распространения русского образования.

Наибольшее распространение оно получило в западных районах (Уральская область и Внутренняя Киргизская Орда), где ощущалось влияние пограничных губерний России.

Впервые в 1895 г. в Воронежскую земскую фельдшерскую школу было отправлено трое казахских мальчиков, которые успешно ее закончили и, как отмечало Областное правление, «... вполне оправдали возлагавшиеся на них надежды». С 1904 г. здесь для Уральской области были окончательно учреждены 3 стипендии для казахов — по 274 руб. каждая, а с 1897 г. казахи этой же области на свои средства содержали 4 стипендии в С. -Петербургской военно-фельдшерской школе.

В 1895 г. была учреждена специальная стипендия для детей Оренбургского края в Казанской фельдшерской школе, куда могли поступить лица не моложе 16 лет, имеющие подготовку не ниже 4 классов мужской и женской гимназии и реальных училищ или полного курса городских училищ. Поскольку программа 2-классных русско-киргизских училищ Тургайской области не соответствовала этим требованиям, а изменить программу Министерство народного просвещения отказалось, многие желающие не смогли поступить в эту фельдшерскую школу.

В обучении казахов в Кронштадтской военно-фельдшерской школе большую роль сыграли экспедиции особой лаборатории Института экспериментальной медицины (в Кронштадтском форту), особенно ежегодные поездки В. И. Исаева — медицинского инспектора Кронштадта, начальника Николаевского морского госпиталя — во Внутреннюю Орду во время эпидемий чумы.

С первых дней организации фельдшерской школы в Астрахани возник вопрос подготовки в ней уроженцев Внутренней Киргизской Орды, для чего отпускалось ежегодно из доходов Орды 2700 руб. на учреждение 15 стипендий для казахов и русских, знающих казахский язык, с обязательствами прослужить после учебы не менее 3 лет.

В 1906 г. в Астраханскую фельдшерскую школу поступили первые 9 казахских стипендиатов. В 1909 г. они успешно закончили школу, в том числе 8 с отличием.

Позднее в связи с материальными затруднениями число стипендиатов было сокращено до 8. Тяжелые материальные лишения стипендиатов-казахов (нищенский размер и несвоевременная выплата стипендий, дороговизна и т. д. ) вынудили педагогический совет школы обратиться во Врачебно-санитарную организацию Орды; в частности, отмечалось, что «... лица из киргизов, желающие получить фельдшерское образование, имеются: в начале текущего учебного года таких было 5 человек, и школа с болью в сердце должна была с ними расстаться... Материальная необеспеченность неблагоприятно может отразиться на занятиях и, конечно, на здоровье учащихся, а они, между прочим, чуть ли не лучшие ученики школы... ».

Всего Астраханскую фельдшерскую школу окончили 20 фельдшеров-казахов Внутренней Киргизской Орды.

По имеющимся архивным источникам, в 1888 и 1894 гг. казахские общества впервые ставили вопросы подготовки фельдшеров и акушерок из среды казахских девушек, для чего предлагались открытие специальной «фельдшерско-повивальной» школы при Омском военном госпитале и организация акушерского класса при Кустанайской Александрийской женской русско-киргизской прогимназии". Для этого были собраны и соответствующие средства.

Отказав в организации этих учебных заведений, местная администрация не могла решить и направление казашек в Томскую, Читинскую фельдшерско-акушерские и Самарскую земскую повивальную школы.

Начало 90-х годов характеризовалось более полным использованием выделенных мест и комплектованием Оренбургской, Омской, Астраханской, Казанской, Воронежской фельдшерских школ и Кронштадтской военно-фельдшерской школы наиболее грамотной казахской молодежью.

Под влиянием первой русской революции 1905 г. и дальнейшего роста революционного движения вырос целый ряд фельдшеров — активных участников установления Советской власти в Казахстане. Широко известны имена А. Майкутова — профессионального революционера, выпускника Омской центральной фельдшерской школы, зверски убитого белогвардейцами в 1918 г., активных участников революционного движения фельдшеров С. Арганчеева, И. Бергалиева, В. Абдрахманова, впоследствии выросших в крупных партийно-государственных деятелей, фельдшеров И. Сейтекова, И. Абдошева, X. Бижанова и др.

В то же время, несмотря на высокую заболеваемость и особенности быта коренного населения, острую нужду в медицинских работниках, их подготовка за пределами Казахстана не получила широкого распространения.

А на территории дореволюционного Казахстана не было ни одного медицинского учебного заведения, хотя такие вопросы ставились местными обществами. Главной причиной этого являлись колониальная политика царского правительства, абсолютно низкий уровень грамотности населения, когда «расходы» на просвещение за 70-80 дореволюционных лет в Казахстане составили (по нынешним ценам) 6—8 коп. на душу населения. К 1917 г. в Казахстане работало всего 393 средних медицинских работников, т. е. на 10 000 населения приходилось 0, 7.

Широкое распространение различных заболеваний, неудовлетворительные санитарно-бытовые условия, исключительно высокая детская смертность, острая нехватка медицинских работников, соответственно низкий уровень медицинского обслуживания были уделом населения дореволюционного Казахстана.

Подготовка средних медицинских работников из коренного населения получила широкое распространение только после Великого Октября. Первые средние медицинские школы Казахстана были открыты в тяжелые годы гражданской войны, голода, разрухи.

В настоящее время подготовка средних медицинских кадров осуществляется в 27 средних медицинских училищах по 9 специальностям. В училища ежегодно принимается около 11 тыс. учащихся.

Свыше 115 тыс. средних медицинских работников Казахской ССР активно участвуют в оказании своевременной, квалифицированной медицинской помощи советскому человеку.

В культурном, социально-экономическом развитии Казахстана трудно переоценить великое значение добровольного присоединения Казахстана к России. Развитие русского образования в целом, подготовка медицинских кадров из коренного населения способствовали более тесному общению казахского народа с великим русским народом, тем более когда экономическая и культурная связь между двумя народами держалась с давних (еще до присоединения) времен.

Заключение 1. Подготовка фельдшеров из коренного населения в дореволюционный период стала одним из ярких проявлений прогрессивного значения добровольного присоединения Казахстана к России, имевшего огромное социально-экономическое значение и положившего начало оказанию медицинской помощи коренному населению.

2. На территории дореволюционного Казахстана не было ни одного медицинского учебного заведения и подготовка фельдшеров из коренного населения осуществлялась в средних медицинских школах Центральной России.

3. Деятельность первых фельдшеров из коренного населения убедительно показала преимущества русской научной медицины среди угнетенного народа, указала пути борьбы с различными заболеваниями, со знахарством и шарлатанством. Многие фельдшера наряду со своей медицинской работой занимались активной общественной деятельностью, способствовавшей распространению среди коренного населения русского образования, защите прав угнетенного народа, сближению русского и казахского народов. Среди них были участники революционного движения, активные участники установления Советской власти В Казахстане и строительства социалистического здравоохранения в республике.

4. Подготовка средних медицинских работников получила широкое распространение только после Великой Октябрьской социалистической революции.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить