Из истории создания первых акушерских училищ в России

История акушерского образования в Европе начинается с XVI века, когда выдающийся французский врач Амбруаз Паре основал в Париже первую школу для подготовки акушерок. В XVIII веке в ряде европейских университетов появляются самостоятельные акушерские кафедры и клиники. В 1728 г. было открыто родовспомогательное заведение в Страсбурге, в 1751 г. — в Геттингене. При этих учреждениях также стали функционировать акушерские школы. По мере развития научного акушерства в странах Западной Европы все более заметным становилось неудовлетворительное состояние родовспоможения в России, особенно в сельских местностях и национальных окраинах. Роженицам там оказывали помощь главным образом невежественные повитухи и знахари, применявшие бессмысленные, а порой и варварские приемы, калечащие и мать, и ребенка.

Первые акушерские учебные заведения в России («бабичьи школы») были созданы в 1757 г. по проекту видного российского государственного деятеля П. 3. Кондоиди, занимавшего в то время пост директора Медицинской канцелярии. Хотя сам факт создания учебных заведений для подготовки акушерок — повивальных бабок, безусловно, был прогрессивным явлением, практической пользы от этих школ было немного. Преподавателями в них были иностранцы, которые плохо владели русским языком; не было четких программ обучения, занятия проходили на дому у преподавателей, по устаревшим учебникам. Так, по словам русского врача и историка XIX века Я. Чистовича, преподавание в московской акушерской школе «шло довольно лениво и неаккуратно». В качестве учебника использовалось крайне устаревшее наставление Горна в переводе Пагенкампфа. Известный русский акушер-гинеколог В. Флоринский с горечью писал: «Учась по Горну (книга которого в оригинале была издана в 1697 г. )... усваивали науку конца XVII столетия».

В 1764 г. в Москве и в 1770 г. в Петербурге были созданы воспитательные дома для незаконнорожденных («зазорных») детей и родовспомогательные заведения при них — так называемые «родильные госпитали», которые могли служить практической базой для организованного обучения акушерок. При Петербургском воспитательном доме в 1784 г. было открыто повивальное училище. Учебные пособия (инструменты, муляжи и пр.) были выписаны из Страсбурга, Вены, Болоньи и Флоренции. Первыми воспитанницами училища были 8 девушек, присланных из Московского воспитательного дома.

В программу обучения повивальных бабок входила теоретическая часть — общие предметы, в том числе арифметика и геометрия, анатомия, болезни беременных, родильниц и новорожденных, а также было предусмотрено приобретение практических навыков. Так, помимо обучения искусству приема родов, воспитанницы должны были «быть лекарем наставляемы равно как в составе лекарства, так и в установлении пути лечения... ежедневно грудных детей осматривать, мыть и прочее, по приказу лекаря давать лекарства», «перевязывать больных, вывихнутые части, кости переломленные, раны, чирьи разуметь и иметь способности те, кои касаются до женских родильных частей, как то полипы, припадки, затверделости, внутренные чирьи, повреждения и проч. также грудные болезни... » Воспитанниц также обучали выписывать рецепты на латыни.

В 1786 г., через 2 года после открытия училища, было проведено первое публичное испытание воспитанниц училища. Они проявили хорошие знания и были направлены в качестве повивальных бабок в разные губернии. Через несколько лет в училище начинают служить в качестве преподавателей практических навыков повивальные бабки, выпускницы Петербургского и аналогичного, но открытого несколько позже Московского повивального училища: Ирина Анисифорова, Авдотья Никитина, Агафья Петрова (до этого там служили только иностранки: Анна Елизавета Ольберг, Мария Штиль, Розелиус и др.). Сохранились списки выпускниц училища, направленных в разные губернии, в том числе на окраины России — в Иркутск и Томск, в 1800 и 1806 гг.

Следует особо отметить, что с 1790 по 1797 г. в училище преподавал выдающийся представитель русского акушерства Нестор Максимович-Амбодик, автор первого оригинального русского руководства по акушерству «Искусство повивания, или наука о бабичьем деле» (СПб, 1784—1786), первый из русских врачей, получивший звание профессора повивального искусства. Об этом периоде своей жизни Амбодик писал: «Должность моя была смотреть за больницами и аптекою, преподавать лекции воспитанницам и наставлять их к настоящей повивальной практике, в случае болезни лекарей исправлять их должность, посещал больницы и родильню во всякое время без изъятия дня, подавал помощь беременным и родильницам...»

Прошли годы, и училище было расширено, переведено в новое помещение и преобразовано в Повивальный институт (1811 г.). Заведовать институтом стал известный акушер того времени Н.М. Сутгоф. Все выпускницы института были обязаны прослужить по месту назначения в какой-либо из губерний России не менее 6 лет. Обучение продолжалось 4 года (с 1835 г.—2 года).

Важная реформа была проведена в 1835 г., когда Родильный госпиталь вместе с Повивальным институтом был отделен от Воспитательного дома и получил название Петербургского родовспомогательного заведения. В Положении заведения было записано, что одной из его целей является «снабжение Государства сведущими и опытными повивальными бабками, которые получают воспитание и полное теоретическое и практическое образование в повивальном искусстве». Было также открыто «отделение учениц повивальных из крестьянского сословия», в которое принимали крепостных крестьянок, проходивших облегченный курс обучения приемам родовспоможения (большинство из них были неграмотны) для последующей службы в помещичьих имениях. Ученицы также учились и оспопрививанию. Вскоре при родовспомогательном заведении была учреждена амбулатория, в которой велся ежедневный прием гинекологических больных врачом-акушером. Воспитанницы Повивального института, помогавшие врачу во время приема, обучались различным способам исследования, введению маточных зеркал, прижиганию шейки матки и т.п.

Интересно, что с 1844 по 1852 г. в родовспомогательном заведении служил не менее известный акушер Я.Я. Шмидт. «Шмидт известен Пирогову со времени слушания лекций в Дерптском университете, три года был в Берлине, Вене, Гейдельберге, теперь тринадцать лет служит при самом большом родовспомогательном заведении Воспитательного дома, сначала как ординатор, 8 лет как профессор преподавал повивальным бабкам, 4 года как помощник директора. Имеет лучшую акушерскую практику в столице, известен публике как врач и человек бескорыстный, всегда готовый к исполнению своих обязанностей», — так характеризовал Я.Я. Шмидта Н.И. Пирогов.

Всего с 1836 по 1871 г, в Повивальном институте получили дипломы повивальных бабок 1096 воспитанниц, дипломы сельских повивальных бабок — 564 крестьянские ученицы, в то время как с 1811 по 1836 г. было подготовлено только 168 повивальных бабок.

Новый этап в деятельности Повивального института наступил в 1871 г., когда директором родовспомогательного заведения стал профессор Медико-хирургической академии, выдающийся отечественный акушер-гинеколог, основоположник оперативной гинекологии в России Антон Яковлевич Крассовский. На посту директора родовспомогательного заведения ему открывалась возможность не только подготавливать врачей, но и внести улучшение в подготовку повивальных бабок и крестьянских учениц. Выходец из крестьянской семьи, А. Я. Крассовский хорошо знал нужды простого народа, понимал необходимость резкого улучшения акушерской помощи населению, в первую  очередь подготовки квалифицированных акушерских кадров. «С тех пор как я сделался представителем акушерской кафедры, — писал А. Я. Крассовский, — я постепенно стремился к осуществлению своей идеи — развить русскую акушерско-гинекологическую школу наподобие тех школ, какие существуют в Германии, Франции и Англии, но и пополнить громадный недостаток акушеров и гинекологов у нас в России». Вот почему А. Я. Крассовский стал совмещать преподавание в академии с должностью директора Петербургского родовспомогательного заведения.

А. Я. Крассовский выработал новый устав заведения. В родовспомогательном заведении был открыт экстернат не только для врачей, но и для повивальных бабок, увеличено число слушательниц. Программа, составленная согласно состоянию современной по тому времени медицины, включала анатомию и физиологию женского организма, аускультацию, применяемую в акушерстве, теоретическое и практическое акушерство, гинекологические исследования, производство малых гинекологических операций, кровопускание, учение о повязках, болезнях новорожденных. Практическое обучение осуществлялось в родильном отделении, амбулатории и гинекологическом отделении, где производились сложнейшие по тому времени гинекологические операции.

С целью «иметь учащихся, более подготовленных к слушанию лекций повивального искусства и других тесно связанных с ним предметов» была расширена программа приемных экзаменов. А. Я. Крассовский придавал большое значение наглядности обучения. Из-за недостатка средств учебных пособий не хватало.

Ассигнования на наглядные пособия для Повивального института были увеличены в 5 раз. Были выписаны из-за границы анатомические препараты из папье-маше, фантомы, новые инструменты и пр. Следует отметить, что преподавание в Повивальном институте вели ученики А. Я. Крассовского—И.М. Тарновский, Л.И. Добрынин, И.И. Радецкий, И.Ф. Масловский, В.В. Сутугин, Э.Ф. Черневский. Воспитанницы института пользовались учебниками Л.И. Добрынина и Э.Ф. Черневского, составленными по поручению А.Я. Крассовского.

Много нового появилось по инициативе А. Я. Крассовского и в работе школы крестьянских учениц. Успешности этих преобразований в немалой степени способствовала деятельность с 1870 по 1889 г. в качестве преподавателя повивальной школы крестьянских учениц А. И. Жижиленко — замечательного врача и педагога, ученика А. Я. Крассовского. Были введены публичные выпускные экзамены. Занятия с преподавателем вместо 3 раз в неделю стали проводиться ежедневно. Ученицы, освобожденные от целого ряда хозяйственных обязанностей, могли больше времени посвящать учебе. Было улучшено питание. А. И. Жижиленко по поручению А. Я. Крассовского написал в 1874 г. «Учебник родовспомогательного искусства для сельских повивальных бабок», который стал настолько популярен, что его охотно использовали и слушательницы Повивального института «как краткий конспект для повторения пройденного, так как в нем находилось все необходимое, но в крайне сжатом виде». Учитывая то, что в сельской местности, куда направлялись выпускницы повивальной школы, они порой на сотни верст в округе становились единственными мало-мальски образованными представителями медицины, будущих сельских повивальных бабок обучали приемам помощи при отравлениях, замерзании, ожогах и т.д. Для повышения общей грамотности учениц в школе была введена должность преподавательницы русского языка.

Приблизительно в таком виде Повивальный институт просуществовал до Великой Октябрьской социалистической революции. В дальнейшем он был выделен в самостоятельную акушерскую школу, реорганизованную позже в Акушерский техникум.

Деятельность повивальных училищ, в том числе и Повивального института при Петербургском родовспомогательном заведении, безусловно, не могла обеспечить решение проблемы подготовки акушерских кадров в дореволюционной России. Однако благодаря таланту и энтузиазму передовых отечественных врачей и педагогов, в разное время руководивших повивальными училищами, в этих учебных заведениях сформировались прогрессивные принципы подготовки акушерок: преподавание акушерства и гинекологии только квалифицированными врачами, акушерами-гинекологами, подготовку акушерок на базе передовых лечебных учреждений, тщательное обучение практическим навыкам, преподавание сопредельных дисциплин. Эти принципы в дальнейшем легли в основу подготовки акушерок в СССР.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить