Медицина и врачи арабских халифатов

В средние века, когда Европа длительный период находилась в состоянии экономического и культурного застоя, значительного развития достигла арабоязычная культура. Вобрав в себя культуру многих народов (персов, таджиков, узбеков, туркмен, сирийцев, египтян, арабов и многих других), она внесли большой вклад в развитие науки, философии, литературы и искусства.

Образование Халифата, мусульманской феодальной державы, началось в VII веке и было обусловлено сначала освободительными (под знаменем ислама), а затем — завоевательными походами арабов.

Возникшая огромная единая арабская держава от Средней Азии и Персии на Востоке до Пиринейского полуострова на Западе просуществовала недолго. Во второй половине VIII века образовались 2 халифата — Восточный с центром сначала в Дамаске, а затем в Багдаде и Западный с центром в Кордове. Экономическая и культурная общность народов, входивших в состав халифатов, сохранилась и продолжала развиваться еще на протяжении ряда веков. Обширная торговля арабов способствовала взаимному обогащению культуры многих народов. Поскольку господствующим языком в халифатах был арабский (его называли «латынью Востока»), то культурное и научное наследие средневекового Востока в буржуазной исторической науке обычно именуют «арабской» культурой и наукой. В советской историографии она справедливо называется арабоязычной.

Арабы создали ряд центров науки и просвещения, из которых особенно выделялись Дамаск (VII век), Багдад (VIII—IX века) и Кордова (X век).

В Кордовском халифате во времена его расцвета было 10 высших школ, тогда как в Западной Европе имелось только 2—Салернский и Парижский университеты. Некоторым из арабских школ посвящены специальные почтовые выпуски. Так, в Марокко в 1960 г. серией почтовых марок отмечено 1100-летие Сарацинского университета в Фесе; в Египте в 1975 г. были выпущены конверт и серия марок, посвященные 1000-летию университета в Аль-Азхаре и произведено гашение марок специальным штемпелем.

Наравне с философией, математикой, географией, историей, естествознанием и филологией медицина составляла часть общего образования ученых в арабских халифатах. Видными деятелями медицины явились представители многочисленных народов, населявших халифаты, или связанных с ними экономически и культурно: сирийцы — основатели крупных медицинских школ и больниц с IV века, хорезмийцы, персы, армяне, азербайджанцы, египтяне, евреи, мавры, отчасти индусы и многие другие. В Бухаре, Хорезме, Самарканде, Дамаске, Багдаде, Каире, Кордове жили и работали выдающиеся врачи. Они сыграли большую роль в сохранении наследия древней медицины и дальнейшем ее развитии. Врачи халифатов оказали значительное влияние на развитие медицины Западной Европы. Восточная средневековая медицина обогатила медицинскую науку эпохи Возрождения и явилась одним из ее ценных источников.

Периодом наибольшего расцвета медицины народов Востока времен халифатов стали X—XI века. Это было время, которое впоследствии назвали «Восточным Ренессансом». Величайшими врачами этого периода были и представители арабоязычной медицины.

Аль-Джебр ибн-Хайян (латинизированное Джебир, Гебер, 721—815) — ученый, алхимик. Среди многочисленных сочинений наибольшей известностью пользовались его трактаты по алхимии. В отличие от других алхимических трактатов того времени, в сочинениях Аль-Джебра основное место занимает описание различных практических химических операций. Ему приписывают получение кислот, спирта, хлорной ртути, нитрата серебра и других соединений. Он пользовался перегонным кубом, водяной баней, применял фильтрование и дистилляцию. Он создал «Золотой эликсир», которому приписывал большую силу и лечил им многие болезни. Аль-Джебр выступал за использование достижений алхимии в медицине (Сирия, 1968).

Кинди (Аль-Кинди) Абу Юсеф Якуб Аль-Исхак (латинизированное Алкиндус, 800—879) — философ, ученый-энциклопедист, врач, математик, астроном. Жил в Басре и Багдаде. За свои убеждения, расходившиеся с догмами мусульманской религии, подвергался преследованиям со стороны правоверных мусульман. Считал естествознание существенной частью философии. Находился под влиянием Аристотеля и поэтому его называли основоположником восточного аристотелизма, а также «философом арабов». Он автор 239 работ, в том числе 22 по медицине. Среди них «О гиппократической медицине», «О бредовых состояниях при острых заболеваниях», «О проказе и ее лечении» и др. Кинди занимался медицинской психологией (посвятил ей 5 книг), лечебным питанием, фармакологией. Отрицал влияние сверхъестественных сил в происхождении психических болезней и указывал на роль некоторых условий жизни в их возникновении. Выступал за то, чтобы химию поставить на службу медицине (Ирак, 1962; Египет, 1975).

Ap-Рази Абу-Бакр Мухаммед ибн-Закария (латинизированное Разес, 850—923) — ученый-энциклопедист, врач, музыкант. Медицину изучал в родном городе Рее (Персия), затем руководил там больницей. Продолжал врачебную деятельность в Багдаде, где основал большую больницу и школу при ней. Кроме медицины, занимался философией, астрономией, математикой, химией, физикой. Им написано около 200 книг. Его крупнейшее медицинское произведение «Всеобъемлющая книга» («Китаб аль-Зави») в 25 томах включает большой исторический обзор развития медицины в античном мире и раннем средневековье. Другая крупная работа — «Медицинская книга», посвященная Мансуру» в 10 томах служила руководством к лечению болезней. Им написано также 30-томное «Вместилище медицины». В своих книгах Ар-Рази настаивал на необходимости тщательного клинического обследования и наблюдения больных. Большое значение для развития учения об инфекционных больных имел его труд «0б оспе и кори», в котором автор дал классическое описание этих болезней, отметив невосприимчивость к повторному заболеванию. Он подробно осветил приемы ухода за больным ребенком. Из этой работы видно, что он применял инокуляцию (вариоляцию). Ap-Рази первым описал инструмент для извлечения инородного тела из гортани, одним из первых начал применять вату при перевязках и нити из кишок барана при сшивании ран. Им составлено наставление по сооружению больниц и выбору места для их постройки. Он говорил о необходимости специализации врачей, о медицинской помощи неимущим. Его взгляды основывались на принципах медицины Гиппократа и анатомофизиологических представлениях Галена. Книги Ар-Рази долго служили учебниками на медицинских факультетах средневековых университетов Западной Европы (Сирия, 1968; Иран, 1964, 1978).

Фараби (Аль-Фараби), Абу Наср Мухаммед ибн-Тархан (875—950) — философ, ученый-энциклопедист, один из главных представителей восточного аристотелизма. Родился в Отраре на территории нынешней Чимкентской области Казахстана.

Философское и естественно-научное образование получил в Халебе (Алеппо) и Багдаде. Прославился как ученый и завоевал известность поэта, музыканта, философа и врача, непревзойденного толкователя трудов Аристотеля, Сократа и Платона. По комментариям Фараби к работам Аристотеля учились все мыслители Востока, в том числе и Ибн Сина. Его называли вторым учителем после Аристотеля («Муаллим-ас-Сани»), «Казахским Аристотелем». Впитав в себя все лучшее в культуре и истории своей Родины, усвоив философские учения арабов, индусов, греков и иудеев, прикоснувшись к творениям мыслителей Китая, он смог создать труды, где не только обобщил знания древних мудрецов, но и заложил основы будущих открытий во всех известных в те времена науках, в том числе и в медицине. Он оставил после себя около 200 трактатов. Философские взгляды Фараби противоречили догмам мусульманской религии и законам Корана. Он считал человека венцом развития природы и подчеркивал, что человек отличается от других представителей животного мира своим психическим складом. Появление человека Фараби считал продолжением общего процесса развития природы и в то же время качественно новым в беспрерывной эволюции мира. Он обнаруживал удивительные для своего времени познания в вопросах строения и функций организма, в лекарственной терапии. Фараби был также крупным музыковедом, им написана «Большая книга по музыке». В знак больших заслуг ученого была учреждена советско-иракская премия его имени «За исследования, содействовавшие ознакомлению с достижениями науки и культуры» (Турция, 1950; Иран, 1951, 1975; Катар, 1971; Сирия, 1974; Египет, 1975; СССР, 1975 — марка, художественный маркированный конверт, специальный почтовый штемпель, которым гасили марки 11—13 сентября в Алма-Ате).

Абу Аль Касим Халаф ибн-Аббар Аль Захрави (латинизированное Захариус, Абуль-касис) — врач и крупнейший хирург средневекового арабоязычного мира (936—1013). Родился в Кордове. Он смело отстаивал необходимость изучения человеческого организма и проведения опытных исследований в медицине, выступал против некритического отношения к авторитетам античной науки. Абу Аль-Касим много сделал для поднятия престижа хирургии в Европе. Наиболее известна его работа «Китаб аль-Тасриф» («Коллекция») переведена на многие языки и более 200 лет оставалась учебником по хирургии. В ней описываются операции камнесечения, грыжесечения, операции на глазах, лечение травм, операции при фистулах и аневризмах, трепанации черепа, упоминается о параличах при переломах позвоночника. Описания его точны, сопровождаются иллюстрациями хирургических инструментов. Он описал более 200 оперативных вмешательств. В его трудах настойчиво проводится мысль о необходимости для хирурга знать строение организма. Абу-аль-Касим считается основоположником хирургической стоматологии, он первым описал экстракцию корней зубов, исправление неправильного прикуса, протезирование зубов. Он занимался также акушерством и, кроме того, открыл наследственный характер гемофилии (Сирия, 1964).

Ибн Аль-Хайсам (латинизированное Альгазен, 965—1039) — египетский математик, астровом и физик-оптик. Родился в Басре, жил в Египте. Написал более 100 работ по астрономии, математике, философии, медицине. Хотя он и не был врачом, его работы сыграли огромную роль в развитии учения о глазных болезнях. Он изучал анатомию глаза и физиологию зрения, объяснил преломление лучей в средах глаза, зрительное восприятие. Введенные им обозначения частей глаза (хрусталик, роговица, стекловидное тело и др.) сохранились до наших дней. Еще при жизни Ибн Аль-Хайсама называли «отцом оптики». Его «Сокровище оптики» в 7 книгах переведено на латинский язык, а его открытия явились толчком к созданию в дальнейшем увеличительных приборов, в частности, телескопа и микроскопа. Аль-Хайсам был оригинальным комментатором Аристотеля и Галена. Интересна его книга «О влиянии музыки на человека и животных» (Пакистан, 1969; Иордания и Катар, 1971).

Ибн Сина, Абу Али Аль-Хусейн ибн-Абдуллах ибн-Хасан Али ибн-Сина (латинизированное Авиценна, 980—1037) — самый знаменитый врач, ученый-энциклопедист средневекового арабоязычного Востока. Родился в городке Афшана вблизи Бухары.

К 17 годам он был уже сформировавшимся врачом. Им написано около 450 трудов по различным разделам науки и культуры. Мировую известность получил его 5-томный труд «Канон врачебной науки» (полностью издан АН Узбекской ССР на русском и узбекском языках дважды — в 1954—1961 и 1979—1982 гг.). Среди других книг назовем «Книгу пульса», «Книгу исцеления», «Лекарства для сердца», «Сочинение о раке» и др. В своих произведениях он касается всех разделов медицины, включая гигиену. Он разграничил признаки плеврита и воспаления легких, чумы и холеры, описал язву желудка, менингит, основные признаки диабета.

Много внимания уделил воспитанию здорового и больного ребенка. Описал большое количество лекарственных средств и различные хирургические вмешательства, настойчиво проводил мысль об индивидуальном подходе к больным.

Ибн Сина целыми днями лечил больных, а вечерами участвовал в философских дискуссиях, поэтических и музыкальных состязаниях.

Практические наставления великого медика не утратили ценности и сейчас. На европейские языки труды Ибн Сины начали переводить с XII века. Шесть столетий его «Канон» был настольной книгой ученых-медиков и врачей Европы.

Великий врачеватель считал, что «Три орудия есть у врача; слово, растение, нож». В эту краткую формулу он вложил весь опыт, который смогла накопить древнейшая из наук — медицина. Самое удивительное, что суть этой формулы осталась неизменной и в наши дни.

Философские, этические воззрения Ибн Сины оказали огромное влияние на развитие мировой культуры. Великий Микеланджело говорил:  «Лучше ошибаться, поддерживая Галена и Авиценну, чем быть правым, поддерживая других».

До нас не дошел ни один достоверный прижизненный портрет Ибн Сины. Каждый художник последующих эпох писал великого медика в меру своей фантазии: то в чалме, то в одежде ученого, то в виде добродушного бухарского купца. А французский живописец придал ученому черты одного из Людовиков, нарядив его в костюм с кружевным воротником. Лица на всех картинах различаются. Каким же образом был у нас в стране создан наиболее достоверный портрет великого ученого?

Авиценна умер в 1037 г. в городе Хамадане (современный Иран), там его мавзолей. В 1954 г. останки ученого были перенесены в новый мавзолей. Иранскому востоковеду Саиду Нефиси тогда удалось сделать только 2 снимка, на которых запечатлены фрагменты черепа Ибн Сины. Для более достоверного портрета, кроме зафиксированных фотообъективом 2 изображений черепа (в профиль и вполоборота), нужно было еще третье изображение — анфас. На помощь пришли математика: доц. Ш. X. Хамидуллин с максимальной точностью создал математическую модель будущего портрета Авиценны, постепенно «поворачивая» череп так, чтобы его можно было увидеть спереди. Математические расчеты стали основой для воссоздания облика человека, жившего тысячу лет назад. На основе полученных графических документов и характеристики строения черепа ученого, разработанной известным антропологом М. М. Герасимовым, скульптор Е. С. Соколова создала скульптурный бюст Авиценны. Перед нами самоотверженный борец за здоровье человека, страстный искатель истины с чертами мудрости, вдохновения, любви к жизни. Патентно-лицензионная служба АМН СССР признала созданный портрет научно обоснованным и не вызывающим сомнения в его достоверности. Бюст, отлитый в бронзе, установлен ныне в зале Андижанского медицинского института им. М. И. Калинина. На почтовой марке и конверте, выпущенных в нашей стране к 1000-летию со дня рождения ученого (1980) можно видеть этот бюст.

Почтовые ведомства 18 стран посвятили Авиценне свыше 50 марок и несколько сувенирных почтовых блоков марок. Первое изображение Ибн Сины на почтовых марках появилось в Ливане в 1948 г. Он показан за изготовлением лекарств. Портрет Ибн Сины имеется в 5-й пятимарочной серии Ирана (1954). В этих сериях, вышедших в течение 1946—1954 гг., мы видим Хамадан, старый и новый мавзолей, эпизоды из истории Ирана. Афганистан выпустил марки в 1951 и 1962 гг., а в 1952 г. сделаны надпечатки на марках предыдущих лет: «1000 лет рождения Ибн Сины» (по мусульманскому календарю). Специальные марки в разные годы почтили память ученого в ГДР, ПНР, Сирии, Пакистане, йеменской Арабской Республике, Египте, Кувейте, эмирате Дубай, Иордании, Катаре, Алжире, Коморских островах, Ливии, Мали.

В СССР, кроме марки (1980) в 1953, 1959, 1979, 1980 гг. выпущены 2 конверта, в 1983 г. появился конверт с изображением памятника Авиценне в Бухаре. В 1984 г. вышла цветная карточка со скульптурой сидящего ученого, установленной в Ташкенте. В 1980 г. в Москве, Бухаре и Душанбе проводилось спецгашение, посвященное 1000-летию со дня рождения Ибн Сины. В Самарканде в 1962 г. по случаю 925-летия со дня смерти ученого конверты гасились непочтовым штемпелем (общества коллекционеров) с портретом Ибн Сины. Известен также оригинальный штемпель с портретом ученого, которым гасились марки в венгерском городе Печ 10 октября 1980 г.

Аль-Бируни, Абу Рейхан Мухаммед ибн-Ахмед Аль-Бируни (973 —1050) жил и трудился одновременно с Ибн Синой.Он родился в Кяте (Хорезм). Аль-Бируни настолько опередил свое время, что самые яркие его открытия казались непостижимыми для многих ученых.

Из-под пера ученого вышло более 150 сочинений по математике, астрономии, географии, геологии, минералогии, истории, искусству, метеорологии, фармакологии и медицине. Хотя нет прямых указаний о врачебной практике Бируни, но его познания в медицинской науке были весьма глубокими. О широте его интересов и знаний можно судить хотя бы по тому, что он высказал предположение о гелиоцентрическом строении мира, об эволюционном развитии организма, в «Книге о распространении климата» впервые коснулся вопросов медицинской метеорологии и т. д. Его имя стало символом XI века на Востоке, современники называли его «Аль-Устад» — учитель. Он считается отцом арабской фармакологии; им заложены основы науки лекарствоведения в Средней Азии.

Фармакологии был посвящен его последний труд «Фармакогнозия». Он назвал эту науку первой ступенью к профессии врача. Он дал перечень лекарственных растений, приведя около 900 персидских, 700 греческих, 400 сирийских и 350 индийских названий. Он использовал трактаты Аристотеля, труды Диоскорида и Галена. Современники говорили о Бируни: «Его рука не расставалась с пером, глаза—с наблюдением, ум — с размышлением». Бируни руководил «Академией шаха Мамуна» в Ургенче, объединявшей крупнейших ученых Средней Азии. В 1973 г. выпущены марки, посвященные Аль-Бируни, в СССР, Афганистане, Иране, Пакистане, Сирии, Турции; в Алжире — в 1974 г., в Египте — в 1975 г.

 

Ибн Зохр, Ибн Зохр Абу Мерван Абу Аль Малик Ибн Абу Аль Ала (латинизированное Авензор, 1091 —1162) — арабский врач. Родился в Испании. Став врачом, много путешествовал по Северной Африке. Занимал высокие посты при различных правителях, в частности, был визирем и придворным врачом Абд аль-Мумина. Современники считали его одним из выдающихся врачей. В теоретических вопросах он следовал взглядам Галена, но в практической деятельности предпочитал опираться на собственный опыт. Ибн Зохр написал учебники по терапии, гигиене, диететике. Известны его труды «Трактат о заболеваниях почек», «О лихорадке», «О диете» и др. Он подробно описал мочекаменную болезнь, рак желудка и другие опухоли, перикардит, холецистит, атонию кишечника, впервые обнаружил чесоточного клеща, описал паралич голосовых связок, выделил некоторые формы проказы. Считал, что надо лечить не только тело, но и психику больного. Он составил противоядия, пользовавшиеся большим успехом, пытался объединить медицину и химию. Ибн Зохр был учителем Ибн Рошда (Сирия, 1968).

Ибн Рошд, Абу Аль-Валид Мухаммед, Ибн Ахмед ибн-Рушд (латинизированное Аверроэс, 1126—1196) — арабский философ и врач, последний видный представитель восточного аристотелизма. Изучал философию, теологию, право, математику, медицину под руководством Ибн Зохра. Работал в Кордове и Марокко, занимал посты судьи и придворного врача. Незадолго до смерти подвергался гонениям как еретик. Большинство философских трудов представляют комментарии к работам Аристотеля, за что получил прозвище «Комментатор». Современники говорили: «Аристотель объяснял природу, а Аверроэс — Аристотеля». Он был и комментатором «Канона» Ибн Сины.

Ибн Рошд исповедовал рационалистические и материалистические взгляды аристотелизма. Он автор энциклопедического труда «Книга общих принципов медицины» («Китаб аль-Коллиат») в 7 томах. Это руководство содержит клинические наблюдения автора и других врачей. Ибн Рошд был учителем Маймонида (Испания, 1967; Иордания, 1971; Сирия, 1978; Египет, 1979).

Ибн Туфайль Абу Бекр Мухаммед (латинизированное Абубехер, 1100—1185) — философ, государственный деятель и врач. Был секретарем правителя Гренады (Испания). Здесь написал 2 тома медицинских сочинений. Затем стал визирем и придворным врачом марокканского султана. Привлек ко двору многих ученых, в том числе Ибн Рошда. По настоянию Ибн Туфайля Ибн Рошд написал свои комментарии к трудам Аристотеля. Сам Ибн Туфайль известен как комментатор трудов Ибн Сины. Ученому принадлежат работы по физике, астрономии, математике, философии, медицине, поэтические произведения. До нас дошел только философский роман «Секреты просветительной философии», в котором дана история мусульманства. Ибн Туфайль был сторонником опытного метода познания (Иордания, 1971).

Маймонид Моисей, Бен Маймуд Моше Бен Маймон ибн-Маймун (1135—1204)-средневековый философ, теолог и врач, ученик Ибн Рошда и Ибн Туфайля. Родился в Кордове, затем последовательно работал в Марокко, Палестине и Египте. Умудренный в медицине, он был приглашен в Каир на должность придворного врача султана Салах ад Дина (Саладина). В своем главном философском труде «Путеводитель колеблющихся» («Далат аль Хайрин») Маймонид стремился примирить философское учение Аристотеля (в интерпретации арабских мыслителей) с библейскими догмами, доказать совместимость иудаизма с философией Аристотеля. Он высказывался против материалистического учения о вечности и несотворенности мира, оказал значительное влияние на развитие схоластических воззрений философов средневековья. Маймонид прославился также как выдающийся врач. Он оставил рецепты специальных лекарств, снадобий, напитков, писал о способах их применения, о гигиене половой жизни, о влиянии климата на развитие астмы. Маймонид отличал гемофилию от других геморрагических синдромов. Он считал, что нет болезней без «болезней души». Им предложен текст присяги, которую он назвал «Ежедневной молитвой врача» (Испания, 1967; Израиль, 1953; Гренада, 1971).

Ибн Ан-Нафис, Абу Аль-Хазм Ибн Ан-Нафис (латинизированное Нафис, 1210—1288) — сирийский врач, всю жизнь проработавший в Багдаде, где был много лет главным врачом известной больницы Аль-Мансурй. Ей он завещал все свое состояние. Ан-Нафис критически относился к анатомии Галена, написал медицинскую энциклопедию, трактат о глазных болезнях, о причинах болезней и лечении их диетой, комментарии к трудам Гиппократа и «Канону» Ибн Сины. В последних он пишет о малом круге кровообращения (Сирия, 1967).


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить