Загадка смерти Моцарта (2)

Все эти сведения недостаточны для достоверной диагностики. Однако складывается картина тонзиллита, сопровождающегося шейным аденитом. Рецидивирующие боли в суставах продолжительностью 2—3 дня обычны при синдроме Шенлейна — Геноха.

Последние 6 мес жизни Моцарт был хронически болен. Усилилась депрессия, стали приходить мысли о смерти. В начале августа композитора посетил «мрачный высокий незнакомец в сером плаще» и заказал реквием от лица, пожелавшего остаться неизвестным. Это был посланец графа Вальзегга цу Штуппаха, который хотел выдать за свое сочинение реквием на смерть жены. На Моцарта это посещение произвело сильное впечатление; ему показалось, что его отравили и что он пишет реквием самому себе. Продолжались жесточайшие головные боли, временами композитор терял сознание. Джеймс Коллиер (цит. Бетт, 1956) включил Моцарта в список великих людей, страдавших эпилепсией, но нет ни одной записи о судорогах, которые обязательны при этом страдании. Холмес (1845) отмечал: «Он склонялся над своими сочинениями в частых обмороках, которые продолжались по нескольку минут, прежде чем возвращалось сознание». Джан (1891) писал: «Эти припадки истощали его силы и усиливали депрессию».

Некоторые авторы (Хьюдж и др., 1954) считают, что эти симптомы у 35-летнего мужчины легко объясняются диагнозом: гипертоническая болезнь с поражением сосудов мозга на фоне хронической почечной недостаточности. Сведений для доказательства либо опровержения этого нет, так как непрямой метод измерения артериального давления был изобретен лишь в 1876 г. Риттером фон Башем (Лионе, 1979). Нет ни одной записи об анализе мочи, поскольку только в 1836 г. Р. Брайт описал симптом присутствия белка в моче как классический признак поражения почек. Следует заметить, что в качестве основных клинических черт болезни Врайт указывал и депрессию.

Последний раз Моцарт слег в постель 20/XI 1791 г. По-видимому, началось с простудного заболевания, так как, как раз в это время в Вене была эпидемия острых респираторных заболеваний.

Началось с высокой температуры, профузного пота, которые осложнились через некоторое время отеками конечностей. Вероятно, они были вызваны полиартритом. Присоединились приступы жестокой рвоты, а затем и понос. Через неделю пребывания в постели Моцарт стал практически беспомощным, «частично парализованным». Он не мог повернуться, не мог сесть в кровати без посторонней помощи. 28/XI старший врач Общего госпиталя Матиас фов Заллаба (1754—1797), которого пригласил на консультацию лечивший Моцарта доктор Клоссет, отметил сыпь на закрытых частях тела и диагностировал «горячку с просовидной сыпью». Больному пустили кровь, но от этого ему лучше не стало. До последних 2 ч перед смертью Моцарт оставался в сознании. После сильных судорог он потерял сознание, к полуночи сам повернулся в кровати лицом к стене и умер около часа ночи 5/12 1791 г.

В свидетельстве о смерти стоит диагноз: «горячка». Вышеупомянутый доктор Гульденер фон Лобес в 1824 г. писал, что Моцарт умер с типичными симптомами инсульта, называя его "un deposito alia testa". Дословно это выражение переводится как «отложение в мозг». Так называли в те времена менингит, энцефалит, поражения сосудов мозга. Такая многозначная трактовка позволяет каждому исследователю описывать это как симптом в пользу своей гипотезы. Джордж Николаус Ниссен, второй муж Констанции Моцарт, посвятивший свою жизнь сбору материалов о Моцарте и написанию его биографии, считал причиной смерти великого композитора туберкулез легких. Медицинское подтверждение этому можно найти в трудах Иоганна Фейерштейна, дрезденского врача, предполагавшего следующую последовательность развития заболевания: 1762 г.— шейный туберкулез, который и привел к узелковой эритеме, в августе 1784 г.— туберкулезное поражение почек, вызвавшее колику, которая повторилась в 1787 г. Согласно этой гипотезе, симптоматика последнего заболевания Моцарта объясняется туберкулемой мозга и развитием милиарного туберкулеза.

Ранние биографы интерпретировали «горячку» Моцарта и как тифозную лихорадку, однако эта версия не учитывает хронического течения заболевания, предшествовавшего последнему обострению.

Существует множество гипотез, имеющих свои «за» и «против». В их числе стрептококковый сепсис, осложненный острой почечной недостаточностью, острое инфекционное заболевание, усугубившееся токсическим кардитом, наконец, уже упоминавшиеся гипотезы отравления. Одна из гипотез учитывает сделанное Моцарту кровопускание, к которому прибегали в конце XVIII века во всех, случаях «воспаления» и «лихорадки». По расчетам, сделанным на основании медицинских документов тех лет, у малорослого Моцарта выпустили 4 пинты крови или даже более (пинта=0,568 л), что вызвало геморрагический шок. Заслуживает упоминания и бактериальный эндокардит в результате септической эмболии, приведший к абсцессу мозга, а затем и к смерти от септицемии и почечной недостаточности.

Дж. Дэвис (1983) счетает основной причиной смерти Моцарта пурпуру Шенлейна — Геноха. Известно, что Моцарт всю жизнь страдал ангиной. В 1784 г. у него развился постстрептококковый синдром Шенлейна — Геноха. Заболевания 1787 и 1790 гг.— суть рецидивы этого страдания, появления которого весьма вариабельны, но симптомы, зафиксированные у Моцарта, укладываются в общую картину синдрома Шенлейна — Геноха: это лихорадка, боли в суставах, утомляемость, головные боли. Частичный паралич больного во время последнего заболевания связан с повышением артериального давления и появлением множественных обширных геморрагии в мозг. Возможно, что в последние сутки жизни у Моцарта развилась бронхопневмония — частая спутница уремии.

Безусловно, причиной столь ранней смерти Моцарта явилось не только несовершенство медицины конца XVIII века, но также нищета и общественное непризнание гениального композитора. Можно с уверенностью сказать, что он был по-настоящему понят только в XX веке, и это не случайно — его музыка значительно опередила Свое время.

Сколько же творений создано Моцартом? Уже будучи хронически больным, он отличался поразительными взлетами творческих сил. Только за последние 11 лет жизни он написал 295 сочинений в среднем по 27 в год (Кохель, 1979). Ученые определили, что эта работа соответствует одному только процессу письма ежедневно по 8 ч в день на протяжении этих 11 лет. Как правило, он вставал в 6 ч утра и работал до 2 ч ночи. Что за сила была в этом маленьком, больном, познавшем раннюю славу и горькую участь последующего непризнания мастера? Именно эта сила позволила ему перешагнуть смерть, небытие — Моцарт жив, потому что звучит его музыка, и не только когда ее исполняют, она звучит в сердцах поклонников и почитателей его таланта, каждый раз переживающих с ним события его жизни, переосмысливающих его музыку, познающих ее смысл, ее величие.

1


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить