Причины тугоухости у детей и пути ее профилактики

Ежегодно во всех странах мира рождаются тысячи детей с патологией органа слуха. Снижение или потеря слуха в раннем детстве ведет к изменению или отсутствию речи, нарушению нормального развития ребенка в физическом и интеллектуальном отношении.

Ухо — анатомически очень сложный орган, состоящий из 3 отделов: наружное ухо (ушная раковина и наружный слуховой проход), среднее ухо (барабанная полость, отделяющаяся от наружного уха барабанной перепонкой, воздухоносные полости сосцевидного отростка и слуховая труба), внутреннее ухо-лабиринт (улитка, преддверие и 3 полукружных канала). С точки зрения физиологии, ухо делится на 2 отдела: звукопроводящий (ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка, слуховые косточки и лабиринтная жидкость) и звуковоспринимающий (рецептор — кортиев орган, слуховой нерв, слуховые проводящие пути и слуховые центры в коре головного мозга). Анатомическое строение уха представлено на рисунке.

Нарушение слуховой функции может быть связано с патологическими изменениями звукопроводящего («кондуктивная тугоухость») или звуковоспринимающего («нейросенсорная тугоухость» — кохлеарный неврит) отдела. Поражение слухового анализатора у детей может быть одно- или двусторонним и возникнуть внезапно либо развиваться постепенно. Различают 2 вида недостаточности слуховой функции — тугоухость и глухоту. Глухотой называют такое понижение слуха, которое препятствует речевому общению в любых условиях, несмотря на применение слуховых аппаратов. Однако при наличии островков слуха глухой ребенок может воспринимать неречевые громкие звуки (гудок, звонок, свисток) или отдельные звуки речи.

Тугоухость — понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятие речи затруднено, но возможно при создании определенных условий (приближение говорящего или динамика к уху, применение звукоусиливающей аппаратуры). При сочетании патологии слуха и речи (глухонемота) дети не способны воспринимать и воспроизводить речь.

Выявление причины, вызвавшей развитие тугоухости у ребенка, особенно младшего возраста, является главной задачей врача. Лишь своевременно установив причину патологического процесса, можно четко определить пути его профилактики и лечения.

Причины, вызывающие патологию слуха или способствующие ее развитию, обычно подразделяют на 3 группы. Первая группа включает причины наследственного характера, которые приводят к развитию наследственной тугоухости. Наследственная тугоухость не прогрессирует и обусловлена необратимыми изменениями органа слуха. Она является нейросенсорной и сопровождается двусторонним нарушением звуковосприятия. Вторая группа причин — врожденная тугоухость (рано или поздно проявляющаяся), развитию которой способствуют внешние и внутренние факторы патологического воздействия на орган слуха плода. Среди причин, вызывающих врожденную тугоухость, первое место занимают инфекционные заболевания матери во время беременности. Наиболее опасными для органа слуха плода являются вирус краснухи, грипп, скарлатина, корь, инфекционный паротит, туберкулез, полиомиелит, токсоплазмоз, сифилис. Нарушение слуха у детей, матери которых перенесли одно из указанных заболеваний в I триместре беременности, характеризуется преимущественным поражением звуковоспринимающего отдела слухового анализатора. Эти изменения варьируют от легкой тугоухости до полной глухоты и могут быть одно- или двусторонними. Кроме инфекционных заболеваний, выявлены и другие причины, которые влияют на развитие органа слуха и его функцию у плода и приводят к развитию врожденной патологии слуха у ребенка: различные общесоматические и хронические заболевания матери (нефрит, сахарный диабет, тиреотоксикоз, авитаминозы, заболевания крови и др.). Среди интоксикаций во время беременности, пагубно влияющих на функцию слухового анализатора плода, следует отметить ототоксическое действие ряда антибиотиков (стрептомицина, неомицина, мономицина, канамицина, гентамицина и др.). Вызвать врожденную патологию слуха могут также алкогольная интоксикация, профессиональные вредности, радиационное облучение. Важным фактором, способствующим развитию врожденной тугоухости у детей, является гемолитическая болезнь новорожденных (несовместимость крови плода и матери по резус-фактору или групповой принадлежности). К причинам врожденной тугоухости относятся также осложненные роды (асфиксия плода, травмы).

В третью группу выделяют факторы, влияющие на орган слуха нормально родившегося ребенка и вызывающие так называемую приобретенную тугоухость:

— инородные тела наружного слухового прохода (вата, бумага, мелкие детали игрушек и др.) и серные пробки, которые, полностью закрывая слуховой проход, могут привести к значительной потере слуха, особенно у детей младшего возраста;

— заболевания полости носа и носоглотки (аденоидные вегетации, острый   и   хронический   насморк,   гипертрофия носовых раковин, аллергический или вазомоторный ринит), при которых происходит полное или частичное закрытие устья слуховых труб;

— воспалительные и невоспалительные заболевания наружного слухового прохода, барабанной полости и слуховой трубы (наружный, катаральный и гнойный отит, БЦЖ-отит, тубоотит). Эти заболевания носят острый характер, и при своевременном лечении воспалительные явления купируются, а слуховая функция восстанавливается. Если воспалительный процесс переходит в хроническую форму, нарушение слуха становится постоянным (хронический гнойный, экссудативный и адгезивный средний отит);

— травмы наружного (проникновение в слуховой проход веток, спичек, проволоки), среднего и внутреннего уха (травмы черепа вследствие падения ребенка, дорожно-транспортные происшествия, удар головой о твердые предметы);

— инфекционные заболевания (грипп, эпидемический паротит, энцефалит, менингит, корь, скарлатина, дифтерия, токсоплазмоз);

— поражение слуха на фоне заболеваний почек;

— поражение слуха при интоксикации антибиотиками ототоксического действия (стрептомицином, мономицином, канамицином, неомицином, гентамицином и др.).

Установление причин поражения слуха и раннее исследование слуха у детей имеют чрезвычайно важное значение с точки зрения ранней профилактики и лечения тугоухости, а главное профилактики патологических изменений речевого центра. Выявление патологии слуха в детском возрасте затрудняется тем, что ребенок, как правило, не жалуется на тугоухость, а окружающие замечают ее тогда, когда время для эффективного лечения упущено. Если у ребенка снижен слух, то нормальные условия взаимодействия с окружающей средой нарушаются под влиянием ограниченного восприятия речи, изменяется весь ход его речевого и психического развития. Тугоухие дети заменяют звонкие звуки глухими, пропускают слоги, недоговаривают окончания слов. Речь становится монотонной, «смазанной». Неговорящие дети дополняют недостаток речи артикуляцией. Изменяется и их поведение. Они становятся рассеянными, замкнутыми, не сразу отвечают на вопросы, теряют слуховое сосредоточение. Поэтому раннее распознавание нарушений слуха у детей — один из важнейших путей предупреждения глухонемоты.

Определение состояния слуха у детей является сложной задачей. Возможность применения того или иного метода исследования определяется возрастом ребенка и степенью его развития. Наиболее просто и доступно исследование слуха у новорожденных с помощью звучащих игрушек. Ответная реакция ребенка на звук выражается в движении глаз в сторону звучащего предмета, движении конечностей, сжимании кулачков, закрывании руками лица, выражении удовольствия или неудовольствия, также появлении «слухового внимания», исчезновении сосательного рефлекса при внезапном воздействии звука, раскрывании и поднимании глаз. У детей 2—3 лет слух исследуют с помощью игровой аудиометрии, а у детей дошкольного и школьного возраста — с помощью шепотной разговорной речи, камертонов и обычных методов тональной пороговой аудиометрии.

Профилактика

Профилактика тугоухости и глухоты у детей является важнейшим путем решения проблемы тугоухости. Ведущую роль в предупреждении наследственно обусловленных форм тугоухости играют медико-генетические консультации, где члены семей, в которых имеются лица с патологией слуха, могут получить сведения относительно возможного потомства и степени риска рождения ребенка с тугоухостью. Все беременные должны проходить обследование с целью выявления болезней почек и печени, сахарного диабета и других заболеваний. Необходимо ограничить назначение ототоксических антибиотиков беременным и детям, особенно младшего детского возраста. С первых же дней жизни ребенка профилактика приобретенных форм тугоухости должна сочетаться с предупреждениями заболеваний слухового аппарата, особенно инфекционно-вирусной этиологии. Ведущее место в профилактике приобретенной тугоухости занимает диспансерный метод. Велика роль фельдшеров и акушерок в предупреждении тугоухости и глухоты у детей. При обнаружении первых признаков нарушений слуха следует проконсультировать ребенка у оториноларинголога. Регулярные профилактические ЛОР-осмотры позволяют своевременно предупредить и выявить развитие тугоухости. Необходим динамический контроль за состоянием слуха ребенка, если имеется подозрение на тугоухость.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить