Выявление злоупотребляющих алкогольными напитками учащихся профессионально-технических училищ

Ряд исследований показывает, что наиболее часто среди молодежи начинают злоупотреблять алкоголем воспитанники ПТУ, которые и составляют основной контингент несовершеннолетних, состоящих на учете в подростковых наркологических кабинетах. Однако вопросы, связанные с употреблением алкоголя у учащихся ПТУ, расположенных в сельской местности, изучены еще недостаточно.

Учитывая это, мы в течение 1985—1986 гг. провели углубленное обследование учащихся мужского пола в возрасте 14—19 лет в нескольких сельских ПТУ Омской области. Исследование было организовано и проведено поэтапно, с применением разработанного Н. Я. Копытом и соавт. (1972) методического подхода к данной проблеме и предложенной классификации алкоголизма и пьянства с учетом медико-социальных аспектов (Ю. П. Лисицын и Н. Я. Копыт, 1983).

Вначале были составлены списки учащихся и их родителей, после чего собиралась объективная информация на подростка, членов его семьи, близких родственников. В наркологических и психиатрических кабинетах центральной районной больницы брались сведения о наследственной отягощенности алкоголизмом и другими психическими заболеваниями. В районных отделах внутренних дел путем собеседования с инспекторами и просмотра карточек профилактического учета уточнялись характеристики подростков и их родственников, а также изучался журнал поступивших в медицинский вытрезвитель. В районных комиссиях по делам несовершеннолетних собиралась информация об учащихся и их родителях. В ПТУ заместители директоров, мастера производственного обучения и педагоги давали устные характеристики учащимся и их семьям. Изучались и личные дела учащихся.

Затем проводили индивидуальные собеседования с учащимися ПТУ с учетом ранее полученных сведений, после чего переходили к посемейному обследованию учащихся (с учетом методики медико-социального обследования семьи О. В. Грининой и соавт., 1974, а также рекомендаций В. Г. Запорожченко и Е.С. Скворцовой, 1973).

За лицами, употребляющими алкоголь, вели динамическое наблюдение и проводили их обследование.

Вся эта работа позволила разделить учащихся на следующие группы.

1. Подростки, никогда не употреблявшие алкоголь и незнакомые с его действием.

2. Подростки, принимающие алкогольные напитки по традиционным праздникам или употреблявшие его всего несколько раз, причем опьянение не достигало глубокой степени или же это было в единичных случаях. В этой группе нет асоциального поведения в состоянии опьянения, а клинические проявления и социальные последствия алкоголизма отсутствуют, частота алкоголизации не превышает 1 раза в месяц.

3. Подростки, злоупотребляющие алкоголем, испытавшие глубокие степени опьянения, пьющие часто (от нескольких раз в месяц до 1 раза в неделю и чаще), но еще без отчетливо выраженных признаков алкоголизма. В некоторых случаях эти проявления носят рудиментарный характер: однократные амнезии опьянения, частично утраченный защитный рвотный рефлекс. В этой группе уже имеются различные асоциальные поступки в состоянии опьянения. Но клинических проявлений алкоголизма еще нет. Однако случаи, когда прием алкоголя у подростков сопровождался антисоциальным поведением или изначально наблюдалось отсутствие количественного контроля, но не было частого (2—3 раза в месяц и более) приема спиртных напитков, мы расценивали как злоупотребление алкоголем.

4. Подростки, больные алкоголизмом. У преобладающего большинства пациентов уже имеются социальные последствия злоупотребления алкоголем.

Диагноз алкоголизма, как и злоупотребления алкоголем, ставили в каждом случае с учетом индивидуальных особенностей пациента. Стадии заболевания определяли согласно классификации А. А. Портнова и И. Н. Пятницкой (1973).

В результате было установлено, что из общего числа осмотренных учащихся 19,9 % злоупотребляют алкоголем или имеют признаки алкоголизма, 63,0 % подростков употребляют спиртные напитки, но еще не злоупотребляют ими и лишь 17,1 % никогда не пробовали алкогольных напитков.

Серьезную тревогу вызывает то обстоятельство, что каждый третий ученик воспитывался в распавшихся семьях; в семьях 62,7 % учащихся выявлена обстановка пьяного быта. Неправильные педагогические методы родителей, их низкая воспитательная активность способствуют развитию у учащихся алкоголизма.

Таким образом, воспитанники сельских ПТУ являются тем контингентом учащихся, который наиболее угрожаем по пьянству и алкоголизму и требует к себе самого пристального внимания.

Выявление злоупотребляющих алкоголем и больных алкоголизмом подростков — дело совместных усилий медиков и инженерно-педагогических коллективов ПТУ, причем важную роль призван сыграть фельдшер ПТУ, который активно направляет противоалкогольную работу, своевременно выявляет лиц, злоупотребляющих спиртным, обеспечивает их амбулаторное лечение и наблюдение. Задачи фельдшера ПТУ в этом плане следующие.

1. Формирование среди учащихся группы риска для обследования их врачом-наркологом. Как показывают наши результаты, наиболее часто алкоголизм выявляется среди лиц 17—18 лет и старше, у обучающихся на III курсе, воспитывающихся в обстановке пьяного быта и в распавшихся семьях, у проживающих на квартирах или у родственников, а также у подростков, которые приехали учиться из других областей или районов области, а кроме того, среди состоящих на учете в милиции и ранее судимых. Именно среди этого контингента учащихся сельских ПТУ необходимо прежде всего выявлять лиц, злоупотребляющих алкоголем. Начинаться эта работа должна уже во время приема документов от выпускников школ, так как до 5 % их злоупотребляют алкоголем до поступления в ПТУ.

2. Наблюдение за учащимися, осмотренными врачом-наркологом. Эта группа подростков должна находиться под наблюдением фельдшера ПТУ в течение всего периода обучения. Окончательный постановке диагноза помогают данные, подтверждающие или опровергающие факты употребления учащимися алкоголя. Поэтому подростки, которые берутся на профилактический учет в наркологический кабинет, должны быть выделены в специальную группу. Фельдшер не реже 1 раза в квартал должен регистрировать следующие данные: был ли за это время учащийся замечен в распитии спиртных напитков, каково его отношение к употреблению алкоголя, имели ли место антиобщественные поступки в нетрезвом состоянии и т.п.

3. Проведение фельдшером общеукрепляющего и дезинтоксикационного лечения. В связи с тем что больные алкоголизмом подростки за наркологической помощью добровольно не обращаются, часть лечебных мероприятий врач-нарколог может перенести в медпункт училища.

4. Организация психотерапевтических бесед с учащимися. В этом плане рекомендуется проведение фельдшером санитарно-просветительных бесед для небольшой по численности группы учащихся, а также индивидуальных бесед с подростками группы риска.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить