Организация медицинской помощи детям при стихийных бедствиях и катастрофах

При стихийных бедствиях, катастрофах определенный процент пострадавших составляют дети, которым должны быть оказаны все виды медицинской помощи. Вместе с тем анатомо-физиологические особенности детского организма существенным образом влияют на диагностику, лечение и уход.

Знание этих особенностей при организации лечебно-эвакуационного обеспечения пораженных детей в условиях стихийных бедствий, катастроф и аварий необходимо не только врачам всех специальностей лечебного профиля, но и их первым помощникам — фельдшерам и медсестрам.

К особенностям детского организма в первую очередь относятся диффузная и генерализованная реакции нервной системы на различные раздражения, в частности болевые. Даже после сравнительно небольших стрессовых воздействий (переохлаждение, инфекция, умеренная боль или травма) у ребенка может развиться бурная реакция с гипертермическими и судорожными синдромами, резкими изменениями дыхания и другими нарушениями.

Следует также учитывать особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей. Так, частота пульса у детей различного возраста колеблется от 120—140 в минуту у новорожденных до75—85 в 10-летнем возрасте. У детей относительно более широкие артерии: отношение их просвета к просвету вен почти вдвое больше, чем у взрослых. Величина нормального АД у детей в значительной степени отличается от такового у взрослых. В возрасте 1 года оно равно 90/55 мм рт. ст., 3 лет — 100/60 мм рт. ст., в 9 лет — 105/70 мм рт. ст. Дети, особенно младшего возраста, весьма чувствительны к потере крови даже в незначительных количествах. Так, у новорожденного ребенка потеря 50 мл крови приравнивается к потере крови до 600—1000 мл у взрослого.

Слизистые оболочки верхних дыхательных путей у детей склонны к отекам. Частота дыхательных движений у детей 2—3 лет составляет 25 в минуту, а у новорожденных она равна 40—45.

Почки детей младшего возраста работают на пределе, так как обмен воды у них повышен, поэтому существует опасность гипергидратации или обезвоживания.

Пластичность брюшины и короткий сальник обусловливают неблагоприятное течение поражений органов брюшной полости.

Костная система у детей отличается высокой эластичностью и гибкостью, что связано с меньшим количеством минеральных солей в костях и хорошо развитой надкостницей. Эпифизы трубчатых костей соединены с метафизами широким эластичным ростковым хрящом. Эта анатомическая особенность, с одной стороны, снижает частоту переломов костей у детей, а с другой — обусловливает типичные для детского возраста повреждения скелета (надломы, переломы по типу «зеленой ветки», надкостничные переломы и т. д.).Кроме того, детям, особенно младших возрастов (2—3 года), в значительной степени свойственно упрямство, что усложняет работу медицинского персонала по лечению и уходу.

Указанные особенности детского организма необходимо учитывать при организации медицинской помощи детям в экстремальных условиях.

В настоящее время в нашей стране развернуто более 570 тыс. детских коек, функционирует 56 межобластных и республиканских центров детской хирургии, открыто свыше 400 отделений детской хирургии, в том числе специализированных: торакальной хирургии, онкологии новорожденных, урологии, травматологии и ортопедии, ожоговые центры и др. На базе детских клинических больниц создано около 100 отделений реанимации и интенсивной терапии. В медицинских училищах ведется подготовка медсестер для работы в детских лечебно-профилактических учреждениях. Отечественная промышленность выпускает многие изделия медицинской техники специально для оказания помощи детям (хирургический инструментарий, наркозная и дыхательная аппаратура, эндоскопические приборы и др.). Все это является основой для планирования мероприятий по медицинскому обеспечению детей, пострадавших в результате стихийных бедствий, катастроф и крупных аварий.

Вместе с тем при возникновении (одномоментно или в короткие сроки) большого числа пострадавших использование существующей сети лечебных учреждений вряд ли будет достаточным, тем более что они могут оказаться разрушенными. В этих условиях потребуются особые тактические и организационные приемы, которые позволят с минимальными затратами своевременно оказать медицинскую помощь максимальному числу пострадавших.

Одной из наиболее рациональных систем, разработанных в здравоохранении при выходе из строя значительного числа лечебно-профилактических учреждений города (района), является научно обоснованная двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших. Эта система наряду с эвакуацией пострадавших из зон разрушений предусматривает последовательное оказание им всех видов помощи, принятых в здравоохранении.

Ведущее место в медицинском обеспечении посрадавших в результате стихийных бедствий, катастроф и т. п. отводится первой медицинской помощи, которая позволяет спасти жизнь пострадавшему, предупредить развитие у него тяжелых осложнений. Вот почему приемами и методами оказания первой медицинской помощи должен владеть каждый гражданин нашей страны. В деле подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи средние медицинские работники призваны сыграть важную роль. При проведении занятий с населением необходимо обратить внимание обучаемых на особенности оказания помощи детям.

При одинаковой степени тяжести поражения помощь детям должна быть оказана раньше, чем взрослым, как в зонах стихийных бедствий, так и на этапах медицинской эвакуации. Для ухода за пострадавшими детьми на путях и этапах медицинской эвакуации могут привлекаться легко-пострадавшие из взрослого населения и родители. Уход за наиболее тяжело-пострадавшими и грудными детьми должен осуществляться медицинскими работниками. Важное место приобретает защита детей от переохлаждения.

Для временной остановки наружного кровотечения из дистальных отделов конечностей детям до 3 лет на поврежденную конечность достаточно, как правило, наложить тугую давящую повязку без применения кровоостанавливающего жгута или закрутки. При проведении закрытого массажа сердца необходимо рассчитывать силу нажатия на нижний отдел грудины, чтобы не вызвать дополнительную травму грудной клетки. Закрытый массаж должен сопровождаться одновременным проведением искусственного дыхания.

Средний медицинский персонал, работающий в зонах стихийных бедствий и катастроф, должен руководить деятельностью населения по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим, а также принимать непосредственное участие в проведении соответствующих мероприятий.

Вынос и вывоз детей из зон стихийных бедствий, аварий и катастроф должны осуществляться в первую очередь и производиться в сопровождении родственников, легкопострадавших взрослых и др. Детей в возрасте до 5 лет выносят по возможности на руках и доставляют затем транспортными средствами на первый этап медицинской эвакуации, т.е. в сохранившиеся в районе стихийных бедствий или за их пределами лечебные учреждения.

В зонах стихийных бедствий или в местах катастроф для сбора пострадавших и подготовки их к медицинской эвакуации транспортными средствами организуются места погрузки на транспорт. В этих местах работает медсестра, которая направляется сюда из лечебно-профилактических учреждений, оказавшихся в зоне разрушения или расположенных за ее пределами. В помощь ей выделяются санитарные дружинницы и носилочные звенья. Основные обязанности среднего медицинского работника, руководящего погрузкой пораженных на транспорт, следующие: проведение медицинской сортировки пораженных (по срочности и способу эвакуации), исправление и дополнение повязок, наложенных в порядке само- и взаимопомощи, или их наложение, проведение простейших противошоковых мероприятий, введение сердечных и обезболивающих средств и др.

С мест погрузки на транспорт пострадавшие эвакуируются на первый этап медицинской эвакуации.

На этом этапе пострадавшим детям должна оказываться первая врачебная помощь, цели которой — устранение неблагоприятных последствий поражения, непосредственно угрожающих жизни, предупреждение раневой инфекции, подготовка пострадавших к дальнейшей эвакуации в лечебные учреждения, расположенные за пределами пострадавшего города (района).

При массовом поступлении пострадавших на первый этап медицинской эвакуации важное значение приобретает медицинская сортировка, в проведении которой участвуют и средние медицинские работники.

При массовом поступлении пострадавших на средних медицинских работников первого этапа эвакуации возлагается ряд обязанностей по оказанию помощи, уходу за пострадавшими, а также по руководству деятельностью санитарных дружинниц, работающих в отделениях.

Формирования и лечебные учреждения, составляющие первый этап медицинской эвакуации, должны иметь в своем составе отделения (подразделения), обеспечивающие оказание пострадавшим первой врачебной помощи и помощи по неотложным жизненным показаниям. Они должны обеспечить их массовый прием и дальнейшую эвакуацию пострадавших. Для этого лечебные учреждения здравоохранения должны развернуть в своем составе ряд отделений: приемно-сортировочное, операционно-перевязочное, госпитальное, эвакуационное и пр. В работе указанных отделений будут принимать участие средние медицинские работники под руководством врачей.

В приемно-сортировочном отделении средние медицинские работники должны строго выполнять назначения врача (введение противобактерийных препаратов, антибиотиков широкого спектра действия, противостолбнячной сыворотки и столбнячного анатоксина, наложение, исправление и дополнение повязок и шин, введение по показаниям различных лекарственных препаратов), участвовать в проведении медицинской сортировки (выявление пострадавших, представляющих опасность для окружающих,— с реактивными психозами, подозрительных на инфекционные заболевания), измерить пульс, АД, частоту дыхания и т.п., руководить работой санитарных дружинниц, выполняющих ряд мероприятий в отделении, а также организовывать санитарную обработку нуждающихся в ней.

Основными обязанностями среднего медицинского персонала, работающего в операционно-перевязочном отделении или противошоковых палатах данного отделения, являются: активное участие в проведении противошоковых мероприятий и оказание хирургической помощи по неотложным жизненным показаниям (проведение масочного наркоза, наложение швов, асептических повязок и т.п.), непосредственное выполнение (по указанию врача) медицинских манипуляций, позволяющих осуществить эвакуацию пораженных в лечебные учреждения, которые расположены за пределами зон разрушения (наложение, дополнение и исправление повязок и шин, применение обезболивающих, сердечно-сосудистых средств, внутривенное введение кровезаменителей, хлористого кальция и натрия, глюкозы, аскорбиновой кислоты, дача кислорода, инъекции антибиотиков, противостолбнячной сыворотки, столбнячного анатоксина и др.). Они должны осуществлять уход за пораженными в противошоковых палатах, контролировать соблюдение в операционной, перевязочной, противошоковых палатах правил асептики и антисептики. Средние медицинские работники осуществляют руководство деятельностью санитаров в отделении.

Работа среднего медицинского персонала в госпитальном отделении сохранившейся больницы, составляющей первый этап медицинской эвакуации, будет мало отличаться от работы их в стационаре, функционирующем в обычных условиях, и в основном будет сводиться к строгому выполнению назначений врача, уходу за временно нетранспортабельными пострадавшими, проведению в палатах санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, контролю за работой санитарных дружинниц.

Обязанности фельдшера или медсестры отделения эвакуации пострадавших в основном следующие: эвакуация пострадавших из зон стихийных бедствий на первый этап медицинской эвакуации, участие в подготовке их к дальнейшей эвакуации с первого на второй этап.

При оказании медицинской помощи в перечисленных функциональных отделениях медицинские работники должны учитывать не только характер, локализацию, тяжесть поражения, но и частоту сердечных сокращений, величину АД, возраст пострадавшего (что важно для выбора дозировки вводимого лекарственного вещества и т.п.).

Для медицинского обеспечения пораженных детей на первом этапе эвакуации необходимо выделять койки в противошоковых палатах и детские палаты в госпитальном отделении. Подразделения первого этапа эвакуации должны быть оснащены необходимым медицинским и санитарно-хозяйственным оборудованием, используемым в детских лечебных учреждениях. В приемно-сортировочном, операционно-перевязочном и госпитальном отделениях должна иметься инструкция по применению и дозировке лекарственных препаратов у детей.

После оказания пострадавшим детям первой врачебной помощи и подготовки их к дальнейшей эвакуации они направляются на второй этап медицинской эвакуации — в лечебные учреждения, расположенные за пределами зон разрушения районов стихийных бедствий, катастроф и аварий. Здесь пострадавшие получают квалифицированную и специализированную медицинскую помощь.

В лечебных учреждениях, расположенных за пределами зон разрушения, для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи детям предусматривается развертывание детских учреждений, отделений (палат). В таких учреждениях, отделениях должен работать средний медицинский персонал, подготовленный к оказанию медицинской помощи детям и имеющий практику работы с детским контингентом. Учитывая дефицит высококвалифицированных медицинских кадров узкого

профиля, который может возникнуть в экстремальной ситуации, необходимо создавать в них маневренные формирования — детские бригады специализированной медицинской помощи следующего профиля: нейрохирургические, травматологические, общехирургические, инфекционные и др. Эти бригады должны быть мобильными, должны оснащаться необходимым инструментарием и аппаратурой для оказания специализированной (квалифицированной) медицинской помощи детям. По штатному расписанию в бригаду специализированной медицинской помощи входят 2 врача, 2 фельдшера, 1 шофер. Она используется для усиления детских больниц (отделений) за пределами зон разрушений. При переезде из одного лечебного учреждения в другое бригада обязана оказывать специализированную медицинскую помощь детям, давать назначения и рекомендации по дальнейшему их лечению. Целенаправленная работа бригад позволит организовать квалифицированную и специализированную медицинскую помощь детям в лечебных учреждениях, а следовательно, снизить частоту неблагоприятных исходов травматических повреждений.

Таким образом, в системе лечебно-эвакуационного обеспечения детей, пострадавших в результате стихийных бедствий, катастроф и аварий, средним медицинским работникам (медсестрам, фельдшерам) отводится важная роль. При этом пострадавшие дети должны своевременно и последовательно получать все принятые в здравоохранении виды помощи: первую медицинскую, доврачебную, первую врачебную, квалифицированную и специализированную.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить