Задачи пропаганды борьбы с курением

По распространенности и опасности для здоровья человека табакокурение образно называют «чумой XX века». И это близко к истине: именно эта вредная привычка способствует развитию рака, сердечно-сосудистых недугов, болезней органов дыхания, пищеварения и других заболеваний. Обнаружение в табачном дыме радиоактивных веществ послужило поводом назвать сигареты и папиросы «миниатюрными нейтронными бомбами». К тому же курильщики причиняют вред и некурящим людям, которые зачастую вынуждены находиться с ними в одной комнате, поскольку конструкция квартир и служебных помещений, несовершенство вентиляционных устройств не могут надежно защитить некурящих от ядовитого дурмана.

Медицинского работника обязывают стать непримиримым врагом курения ряд постановлений правительства, а также приказы и распоряжения Минздрава.

Антитабачная пропаганда является проблемой комплексной и должна проводиться совместно с руководителями и общественными организациями, в первую очередь среди детей, подростков, молодежи, женщин с целью воспитания у населения отрицательного отношения к курению, формирования общественного мнения о необходимости искоренения этой пагубной привычки. Такие планы должны составляться во всех учреждениях, на предприятиях, в колхозах и совхозах по инициативе и при помощи медицинских работников. Утвердив их у соответствующих руководителей, нужно затем проследить, чтобы намеченное выполнялось.

Опыт проведения мероприятий по гигиеническому воспитанию населения показывает, что эффективная борьба с курением возможна лишь при условии целенаправленного и систематического воздействия на различные группы населения.

Средние медицинские работники могут и должны принять самое активное участие в борьбе с курением. Но для этого прежде всего им самим нужно от него отказаться, ибо нет ничего лучшего, чем личный пример. И нет ничего хуже, когда человек пропагандирует одно, а делает другое.

Для бесед о вреде курения рекомендуется использовать любое общение с населением: в здравпункте, амбулатории, при проведении всех видов массовых медицинских осмотров и диспансеризации, уделив особое внимание подросткам и женщинам, особенно беременным и кормящим матерям, а также больным с патологией органов дыхания и сердечно-сосудистой системы. Средние медицинские работники школ и ПТУ должны эту работу вести активно, добиваясь негативного отношения к курению учащихся.

Фельдшер и акушерка должны позаботиться, чтобы их рабочие помещения (здравпункт, амбулатория или фельдшерско-акушерский пункт) были обеспечены наглядно-агитационными и пропагандистскими материалами, рассказывающими о вреде курения, о том, как можно покончить с этой вредной привычкой (плакаты, выставки, санитарные бюллетени и пр.). Желательно, чтобы эти материалы подбирались с учетом пола, возраста и профессии обслуживаемого контингента.

Для антиникотиновой пропаганды следует шире использовать местные печать и радио, в частности многотиражки и радиоузлы промышленных предприятий, колхозов, совхозов. Целесообразно устраивать выступления перед киносеансами, концертами художественной самодеятельности, поскольку среди присутствующих обязательно найдутся заядлые курильщики.

Необходимо наладить учет лиц, желающих избавиться от курения, познакомить их с современными способами выработки негативной установки к табачному зелью, организовать врачебную консультацию.

В интересах успешной борьбы с курением средний медицинский работник должен более активно и настойчиво ставить эти вопросы перед партийными, советскими, профсоюзными и комсомольскими работниками. С их помощью следует устраивать дни, недели и месячники борьбы с курением. Для этих целей следует шире привлекать санитарный актив, местные комитеты обществ Красного Креста и Красного Полумесяца.

Задача всех медицинских работников, общественности, трудовых коллективов состоит в том, чтобы, с одной стороны, помочь курящему избавиться от этого пагубного пристрастия, избавить некурящих от ядовитого воздействия табачного дыма, а с другой — создать атмосферу нетерпимости к этой вредной для здоровья привычке и оградить от табакокурения подрастающее поколение.

Научные исследования, проведенные во многих странах мира, свидетельствуют, что армия курильщиков пополняется в основном за счет школьников и молодежи.

Любопытно отметить, что среди школьников в зависимости от их возраста наблюдается большая разница в числе пробующих курить: в младших классах их единицы, в средних — около половины, а в старших наряду с периодически курящими уже встречаются постоянно курящие. После окончания школы основная масса молодежи — уже заядлые курильщики.

Поэтому очень важно соблюдать принцип опережающего санитарно-просветительного воздействия, т.е. учитывая, что периодом массового приобщения к курению является подростковый и юношеский возраст, антитабачное воспитание следует вести в младших классах. С этой целью ребятам надо рассказывать об известных ученых, артистах, писателях, спортсменах и др., которые никогда не курили, а курившие нашли в себе силу воли, чтобы покончить с этой дурной привычкой.

В среднем школьном возрасте (11—14 лет) следует добиваться выработки у подростков стойкого негативного отношения к курению.

У старшеклассников (15—18 лет) обращает на себя внимание исчезновение такого мотива курения, как подражание взрослым, ослабевает влияние товарищей, однако сохраняется любопытство. Отношение к курению, как правило, уже сформировано. Причем появляется больше школьников, связывающих курение с желанием не отстать от моды, значительно возрастает число лиц, считающих, что они курят по причине личных неприятноностей. Поэтому антитабачное воспитание старшеклассников должно идти по 2 направлениям: 1) предупреждение употребления табачных изделий, 2)  ликвидация  привычки  курения.

Исследованиями установлено, что среди студентов тоже немало курящих. Причем число их растет от курса к курсу. Чаще всего курение сочетается с употреблением спиртных напитков. Вот почему антитабачная пропаганда среди студентов должна проводиться одновременно с антиалкогольной пропагандой. Студентам следует сообщать больше научных сведений о вреде курения, о его отрицательных последствиях, сказывающихся на будущей профессии, о влиянии курения на здоровье окружающих, потомства и семьи.

Для повышения эффективности выступлений среди молодежи рекомендуется шире использовать высказывания ученых и писателей. Например, такие: «От курения тупеешь» (Гете); «Я стал другим человеком. Просиживаю по пяти часов кряду за работой, встаю совершенно свежим, а прежде, когда курил, чувствовал усталость, головокружение, тошноту, туман в голове» (Л. Н. Толстой); «После того бросил курить, у меня не бывает мрачного и тревожного настроения» (А. П. Чехов); «Всякий курящий должен знать и помнить, что он отравляет не только себя, но и других» (Н. А. Семашко); «Не пейте вина, не отягчайте сердце табачищем и проживете столько, сколько жил Тициан1» (И. П. Павлов).

Следует приводить также пословицы, афоризмы: «Табак — яд, курение — зло», «Курить — здоровью вредить», «Курильщик сам себе могильщик», «Каждая выкуренная папироса — это гвоздь, вбитый в крышку своего гроба», «Тот, кто курит табак, сам себе враг», «Табачный дурман с разумом не ладит», «Табак уму не товарищ», «Один курит, а весь дом болеет».

Этот и аналогичный ему материал нужно использовать с учетом состава аудитории.

1. Тициан — великий итальянский художник — прожил почти 100 лет.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить