РАБОТА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ПОЛИКЛИНИК В ОТДЕЛЕНИЯХ ПРОФИЛАКТИКИ

За последние годы в нашей стране осуществлена широкая система мероприятий, направленных на укрепление здоровья советских людей и, в частности, на повышение эффективности профилактической работы.

Важная роль в обеспечении динамического наблюдения за состоянием здоровья населения принадлежит амбулаторно-поликлиническиМ учреждениям, в частности отделениям профилактики (ОП).

Проведенный углубленный анализ структуры и деятельности изучаемых ОП, а также отработка отдельных организационных форм работы отделений на базе 2 поликлиник (Центральной городской больницы — ЦГБ г. Ивантеевки и Городской клинической больницы — ГКБ № 1 Свердловска), являющихся экспериментальными базами исследования, позволили сделать следующие выводы: отделение профилактики необходимо размещать в отдельном крыле здания; в цепь смежных кабинетов целесообразно включить кабинеты заведующего, функциональных исследований и инструментальных измерений, организации и контроля за диспансеризацией населения, смотровой женский, забора материала для экспресс-диагностики, анамнестический, флюорографии, санитарного просвещения.

При этом следует отметить, что кабинет доврачебного приема (КДП) следует выделить из структуры ОП, вменив в обязанности фельдшера, работающего в нем, решение вопросов о направлении экстренных (предварительно не записавшихся на прием) больных к врачу, а также выдачу направлений на лабораторные и диагностические обследования, кроме того, в КДП проводится прием повторных больных для измерения АД с целью контроля, осуществляется заполнение медицинской документации в соответствии с приказом Минздрава СССР от 23.09.81 (выписки из амбулаторных карт, дубликаты анализов, заключений ВТЭК, санаторно-курортных карт и т. д.).

Как показали результаты проведенного исследования, поток посетителей ОП начинается с кабинета функциональных исследований и инструментальных измерений. В кабинете производится осмотр и опрос пациента, измерение АД, роста, массы тела, остроты зрения и слуха, внутриглазного давления, возможно проведение и других дополнительных исследований (спирометрия, ЭКГ и т. д.). Здесь же производится заполнение паспортной части формы № 131/у и вносятся в нее результаты опроса и проведенных исследований.

В поликлинике № 23 Москвы хорошо поставлена работа кабинетов функциональных исследований и инструментальных измерений. Здесь широко применяется комплекс электронного оборудования: ритмовазометр для измерения частоты и наполнения пульса; электрический тонометр для измерения АД; термометр с электрическим датчиком; электрический пневмотахометр для измерения жизненной емкости легких; офтальмотопограф для измерения и записи внутриглазного давления. Здесь переведены на электронику медицинские весы, ростомер, аппарат для измерения объема грудной клетки.

Использование электронной техники позволяет в течение 10 мин провести посетителю антропометрические измерения: определить массу тела, рост, объем и жизненную емкость легких, а также произвести измерение температуры тела, артериального давления, частоты и наполнения пульса. Результаты проведенных измерений отпечатываются на электрической счетно-пишущей машинке «Искра-708».

В поликлинике ЦГБ г. Кириши Ленинградской области в одноименном кабинете с успехом используется так называемый «диагностический комплекс» — КТД-2 («Медикор», Венгрия), представляющий собой портативный прибор, который позволяет снимать показатели ЭКГ, ЭЭГ, АД, частоты пульса, спирометрии, остроты слуха. Данные ЭКГ, ЭЭГ и аудиометрии проводятся по скринирующей программе. На весь комплекс этих процедур у одного посетителя затрачивается около 15 мин.

Следующим смежным с кабинетом функциональных исследований и инструментальных измерений следует располагать кабинет организации и контроля за диспансеризацией населения, где должна находиться картотека полицевого учета всего обслуживаемого поликлиникой населения (с использованием формы 131/у). Мед-статистик кабинета своевременно передает форму 131/у в кабинет функциональных исследований и инструментальных измерений при осмотре пациента. Кроме того, медстатистик ежедневно после окончания приема больных врачами осуществляет выкопировку сведений из индивидуальных карт амбулаторных больных, планирует сроки явки пациентов на повторный профосмотр и осуществляет контроль за их выполнением.

В настоящее время в ряде поликлиник уже накоплен положительный опыт работы по организации учета лиц, прошедших профосмотр.

Интересен опыт работы централизованного кабинета организации и контроля за диспансеризацией населения городской поликлиники ЦГБ г. Кириши. На диспансерном учете в этом кабинете состоят не только больные, подлежащие диспансерному наблюдению, но и все практически здоровые лица из числа рабочих и служащих крупных предприятий. В  1985  г.   предполагается  перевести на полицевой учет все взрослое население города. В работе диспансерного кабинета используются рейтер-карты с краевой перфорацией. В штате кабинета 3 средних медработника, один из которых выполняет функции заведующего кабинетом. Организация подобного кабинета позволила значительно разгрузить врачей от заполнения медицинской документации на диспансерных больных и лиц, проходящих профосмотр.

В поликлинике № 3 Клайпеды проведена перепись всего населения, составлены списки лиц по территориальным участкам. В настоящее время уже проведена определенная работа по созданию картотеки полицевого учета всего населения города (78,3 тыс. человек). В штате кабинета 2 средних медработника.

Большой и интересный опыт работы по созданию картотеки полицевого учета всего населения и переходу к организации ежегодной диспансеризации всего населения накоплен в поликлинке №1 Вильнюса. Здесь также разработана и внедряется в практику единая карта полицевого учета, включающая сведения вышеназванных учетных форм. Четко продуманы и организованы формы учета и контроля сроков и полноты профилактических осмотров всего населения.

Из кабинета организации и контроля за диспансеризацией населения пациент направляется в любой из вышеперечисленных кабинетов, расположенных в цепи смежных. Результаты обследований в других кабинетах также необходимо заносить в форму 131/у.

Основной задачей входящего в структуру ОП анамнестического кабинета является выявление лиц с повышенным риском заболевания. В кабинете производится тщательный сбор анамнеза у пациента и заполнение соответствующей анкеты опроса.

При сборе анамнеза из числа выявленных факторов риска особое внимание уделяется профессиональным и бытовым вредностям (курение, злоупотребление алкоголем), наличию частых стрессовых ситуаций на производстве и в быту, гиподинамии, регулярному нарушению режима питания, склонности к ожирению, тенденции к артериальной гипертензии, наличию отягощенной наследственности по различным заболеваниям. Среди последних особое значение придается патологии сердечно-сосудистой, эндокринной и центральной нервной систем, онкологическим заболеваниям, болезням желудочно-кишечного тракта, туберкулезу.

Нагрузка анамнестических кабинетов разных поликлиник неодинакова и зависит от форм работы, объема заполняемых анкет, использования электронного оборудования и т.д.

В настоящее время в ряде поликлиник уже накоплен определенный, заслуживающий внимания опыт работы анамнестических кабинетов. Однако, как показало изучение, имеющиеся формы работы этих кабинетов весьма разнообразны. В ряде поликлиник сбор анамнеза осуществляется только по определенной патологии (сердечно-сосудистой, онкологической и др.).

Так, в соответствии с приказом Минздрава СССР от 11.04.83 более чем в 50 поликлиниках в порядке эксперимента работа анамнестических кабинетов строится по первичной профилактике гипертонии.

В анамнестическом кабинете ОП поликлиники № 23 Москвы используется анкета онкологического скрининга. Выявление факторов риска при анкетировании проводится на ЭВМ. Заложенная в ЭВМ анкета онкологического скрининга включает 57 вопросов, которые поочередно высвечиваются на экране дисплея. Результаты опроса анализируются ЭВМ. В конце опроса машина выдает 2 экземпляра анкеты — одна подклеивается в индивидуальную карту амбулаторного больного, а вторая остается в ОП. Анкеты лиц с факторами риска находятся на контроле у заведующего ОП, который следит за своевременностью выполнения назначений. На опрос одного пациента затрачивается не более 10 мин. Штат кабинета включает 1 ставку фельдшера. Пропускная способность кабинета составляет 18—20 посещений в смену. В поликлинке № 1 Витебска сбор анемнестических сведений проводится с помощью анкетирования в 2 этапа. Анкета I этапа направлена на выявление патологии органов и систем. В случае, если у пациента отмечены повышенные факторы риска по какому-либо заболеванию, на него заполняется вторая, специализированная по определенной группе заболеваний анкета II этапа, направленная на выявление определенной патологии сердечно-сосудистой, желудочно-кишечной, мочеполовой систем и др. Если после заполнения второй анкеты подозрение на заболевание остается, то пациент направляется на дообследование к врачам соответствующих специальностей. Штат включает 1 ставку среднего медработника. Пропускная способность этого кабинета 18—20 человек в день.

В ОП поликлиник № 1, № 15 и др. Риги с успехом применяется комплексная автоматизированная система медицинского осмотра, разработанная ЦНИЛ Рижского медицинского института. Эта система предназначена для выявления на доврачебном этапе наиболее распространенной патологии по 14 основным группам заболеваний: сердечно-сосудистая патология, заболевания органов пищеварения, эндокринной системы, болезни почек и мочевыводящих путей, хирургические заболевания и т.д. Данная система базируется на использовании микроЭВМ типа «Искра-1256» и «Иск-ра-226», для чего разработаны специальные алгоритмы, анкета-вопросник и   «Бланк обследования  на  ЭВМ».

Осмотр проводится бригадой среднего медперсонала, в которую входит фельдшер, медсестра, акушерка, лаборант и медрегистратор. В их работе можно выделить несколько этапов.

Лица, проходящие осмотр, прежде всего получают специальную анкету, содержащую 121 вопрос. На первые 69 из них, касающихся анамнеза и факторов риска, посетители отвечают самостоятельно. Затем пациенты подвергаются лабораторно-диагностическому обследованию. После этого женщины осматриваются акушеркой, а мужчины — специально подготовленным фельдшером на предмет выявления онкологических заболеваний предстательной железы, прямой кишки и других органов.

Пропускная способность такого отделения составляет 45—50 человек в смену.

Эффективность работы анамнестических кабинетов наглядно демонстрирует число выявленных лиц с факторами риска. Так, в ОП поликлиники № 3 ГКБ Клайпеды выявленные в анамнестическом кабинете лица с факторами риска составили 19,2% от общего числа опрошенных за год.

Из числа лиц, обследованных в анамнестическом кабинете поликлиники ЦГБ г. Ивантеевки, факторы риска были установлены более чем у 1/3 посетителей.

Группа лиц с факторами риска, выявленными в ОП поликлиники г. Кириши, составила почти 1/4 от общего числа осмотренных. Причем из этого числа лица с высокой степенью риска (факторы риска, сочетающегося с жалобами) составили 33,5%, умеренной степенью риска — 62,8%, а слабой (1—2 фактора риска) — только 3,7%.

В ряде поликлиник в структурном составе ОП есть лабораторная служба. Как правило, объем ее деятельности включает забор материала для анализов или проведение клинических анализов крови и мочи; в некоторых лабораториях ОП ряд анализов осуществляется с использованием экспресс-методов.

Как в большинстве поликлиник (поликлиники №2 медобъединения и № 1 Новомосковска, № 19 и 23 Ленинграда, ГКБ Клайпеды и др.), в помещении ОП производится только взятие крови и сбор мочи у пациентов, а сами анализы производят в лаборатории поликлиники. В ОП Ленинградской поликлиники № 51 у посетителей, кроме клинических анализов мочи, крови и глюкозного теста, по определенным показаниям проводится забор биологических субстратов, а их исследования производятся в крупной межрайонной биохимической лаборатории, оснащенной автоматизированной аппаратурой. В штате лаборатории ОП 1 ставка лаборанта.

В структуру ОП входит женский смотровой кабинет. Акушеркой этого кабинета проводится целый комплекс исследований, направленный прежде всего на раннее выявление онкологических, венерических заболеваний, воспалительных процессов и др.

В зависимости от функциональных обязанностей пропускная способность смотровых кабинетов значительно колеблется — от 20 до 50 человек (за смену работы 1 акушерки).

Так, в поликлинике № 1 ГКБ № 6 Свердловска смотровой кабинет в одну смену посещают 32—35 женщин, в Витебской поликлинике им. В. И. Ленина — от 30 до 35 женщин, в городской поликлинике Новомосковска — 20—25 человек и т. д.

Проведенное изучение показало, что доля лиц с впервые выявленной патологией в смотровом кабинете ОП изучаемых нами поликлиник колеблется от 2,2 до 5,2%, что в значительной степени связано с объемом обследований, вмененных в обязанности акушерки, ее квалификацией и профессиональными знаниями, а также зависит от использования цитологических методов исследования.

Вышесказанное свидетельствует о необходимости повышения эффективности деятельности смотровых кабинетов. Объем работы, проводимой акушеркой, следует расширить, включив, помимо гинекологического осмотра, обследование молочных желез и региональных лимфоузлов, а также при наличии возможности исследования прямой кишки (у женщин старше 30 лет) и др. Кроме того, здесь следует осуществлять забор материала на цервикальную цитологию, а в ряде случаев и на экспресс-диагностику венерических заболеваний.

В ряде поликлиник в составе ОП имеется мужской смотровой кабинет. Задачи этого кабинета аналогичны женскому смотровому кабинету и включают выявление у мужчин на возможно более ранних стадиях онкологических и венерических заболеваний. В поликлиниках № 23 Москвы, № 1 и № 15 Риги осмотр мужчин проводится фельдшером, прошедшим специальную подготовку.

Качество профилактической работы в значительной степени зависит от постановки санитарно-гигиенического воспитания населения, которое в основном выполняется медработниками кабинетов санитарного просвещения.

Сотрудниками этих кабинетов проводится разъяснительная работа среди населения о необходимости прохождения профосмотров, их целях и задачах и т. д. При этом используются индивидуальные беседы врачей и среднего медперсонала на приемах в поликлиниках, лекции медработников для населения, радиобеседы и радиолекции в поликлиниках и на предприятиях города, местные многотиражные газеты, стенная печать в поликлиниках и т. д.

Следует отметить, что успешная деятельность ОП находится в определенной зависимости от структуры отделения и организационных форм его работы, материально-технического оснащения, форм ведения медицинской документации, четкого распределения функциональных обязанностей сотрудников.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить