САНИТАРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА

Как известно, санитарно-просветительные беседы позволяют наиболее оперативно распространять знания по самым актуальным вопросам, быстро устанавливать контакт с населением, не требуют никаких особых условий для их проведения, например на фельдшерско-акушерском пункте, в палате стационара, на полевом стане, на ферме, в цехах и т.п.

Многие медики считают, что в век научно-технической революции лекции, санитарно-просветительные беседы уже устарели, что любой заинтересованный человек может почитать журнал «Здоровье» или «Медицинскую газету», научно-популярную брошюру, послушать радио или посмотреть телевизионную передачу, кинофильм. Это мнение глубоко ошибочно: никакая техника не может заменить живое общение медицинского работника непосредственно с людьми. Специальные исследования показали, что население, особенно сельское, очень ценит такое общение, с вниманием относится к авторитетным словам медика. Необходимо, чтобы слова проводящего беседу активно несли людям те знания, в которых они нуждаются, чтобы беседы фельдшеров и акушерок были органической частью общей политико-воспитательной работы и выполняли задачи гигиенического обучения и воспитания населения.

К сожалению, практика показывает, что хотя ежегодно число санитарно-гигиенических бесед, проводимых медиками, возрастает, они не всегда дают желаемый эффект. Причин здесь много: и отсутствие подчас объективных условий для выполнения услышанных рекомендаций, и невнимание слушателей к советам и рекомендациям, даваемым во время беседы, и др. Наряду с этим имеет значение такой факт, как отсутствие умения некоторых фельдшеров и акушерок, особенно начинающих свою самостоятельную деятельность, беседовать с населением.

Надо признать, что вести беседу сейчас — дело непростое. Ведь приходится разговаривать «на равных» специалисту-медику со специалистами в другой области знания, грамотными и эрудированными людьми. Исследования показывают, что знания населения по вопросам охраны здоровья, полученные, в частности, из тех источников, о которых говорилось выше, довольно обширны. Однако знания, к сожалению, далеко не всегда способствуют развитию определенных гигиенических навыков и тем более постоянных привычек, которые обеспечивали бы здоровый образ жизни. Для ликвидации подобной ситуации нужна дальнейшая настойчивая санитарно-просветительная работа и, в частности, умело проводимые беседы.

Многие фельдшера и акушерки хорошо владеют искусством проведения бесед на санитарно-просветительные темы. Об этом свидетельствуют статьи об отчете работ, опубликованные на страницах журнала «Фельдшер и акушерка» (№ 4 за 1982 г. и др.). Тем, кто еще не овладел мастерством проведения таких бесед, будут полезны несколько методических советов.

Прежде чем запланировать беседу, важно узнать, для какой группы слушателей она предназначена. Ведь некоего «среднего» слушателя не существует. Важно учитывать пол, возраст, профессию, показатели здоровья и др. Выбранный контингент будет в значительной мере определять не только методику беседы, но и ее тему. Беседа должна быть наиболее информативной именно для данной категории слушателей. Например, матерям грудных детей при проведении беседы о вскармливании ребенка целесообразно рассказать и об особенностях питания детей второго года жизни.

Фельдшер, акушерка, проводящие беседу, обязаны хорошо знать все аспекты освещаемой темы. Так, если речь пойдет о каком-либо заболевании, нужно не только иметь четкое представление об этиологии и патогенезе его, но и знать особенности клиники и методы лечения, прогноз и факторы риска, связанные во многих случаях с образом жизни. Желательно ознакомить слушателей с социально-профилактическими вопросами.

Приступая непосредственно к подготовке беседы, рекомендуется составить ее план, а также примерный конспект, так как точный конспект, как, например, при подготовке к лекции, составить для беседы практически невозможно.  Ведь беседа—это, согласно словарю русского языка С. И. Ожегова, «общедоступный доклад, обычно с участием слушателей в обмене мнениями, собеседование» (1970, с. 42). Задача медика, проводящего беседу, — соблюдать именно такую форму общения. Очень важно правильно начать беседу.

Для начала ни в коем случае не подходит стереотипная фраза, например «Дизентерия — заразная болезнь, вызывается...» и т. д. Такое сугубо учебное начало чаще всего гасит интерес слушателей, и беседы не получается. Медики, имеющие опыт санитарно-просветительной работы, обычно начинают (после объявления темы) либо с вопроса, адресованного слушателям, либо с рассказа о каком-либо относящемся к данной теме случае из медицинской практики, либо с отрывка из литературного произведения, высказывания известного ученого и др. Подобное вступление, как правило, сразу активизирует внимание слушателей, вызывает у них интерес. Не следует задавать общие вопросы, например, «что Вы знаете об этой теме?». Так, акушерке, проводящей беседу о гигиене беременных женщин, лучше начать свою беседу с вопроса, адресованного слушательницам: «Мы много говорим о том, что вам и вашим мужьям уже сейчас необходимо заботиться о малыше. Давайте подумаем, из каких элементов такая забота складывается?». Женщины станут вспоминать отдельные моменты. Надо выслушать всех, вовлечь в общий разговор отмалчивающихся, задавая им наводящие вопросы, затем обобщить все высказывания, поправить тех слушательниц, которые дали неверный ответ, дополнить, если что-то было пропущено. Поправляя неверные суждения и внося дополнения, надо объяснить, обосновать свои аргументы. После этого можно задать следующий вопрос (например, почему беременной нельзя курить или находиться в накуренном помещении). Строя беседу на вопросах и ответах, нужно, кроме поправок и дополнений, сообщать и новые сведения, намеченные планом, пока тема не будет исчерпана и вы не убедитесь, что она слушателями понята.

Если начинать беседу со случая из медицинской практики, то в период подготовки к ней необходимо тщательно взвесить возможности его влияния на слушателей — этот случай должен не «пугать» их, а, наоборот, заинтересовать. Например, в беседе о раннем обращении за медицинской помощью при острых болях в животе можно рассказать о случае, если фельдшеру, акушерке такой известен, когда своевременная диагностика, например, трубной беременности или аппендицита была осложнена тем, что перед вызовом врача (фельдшера или акушерки) пациент использовал методы самолечения, изменившие клиническую картину заболевания. Необходимо дать категорическое наставление: при «остром животе» самолечение исключается, промедление недопустимо, больной должен быть доставлен в стационар (объяснить почему). Можно привести случаи, когда больного с трудом удалось спасти, поскольку он поступил в больницу в поздние сроки из-за несвоевременного обращения за медицинской помощью. Если слушатели сами вспомнят подобные случаи, их надо выслушать, корригируя, если нужно, эти высказывания.

Рассказывая случай из медицинской практики, важно следить за реакцией слушателей (внимание, заинтересованность, равнодушие, ирония и пр.) и в зависимости от нее продолжать рассказ: при большой заинтересованности привести еще подобный случай или предложить сделать это кому-либо из слушателей. Если вы чувствуете, что в ходе беседы еще не привлекли внимания аудитории, то можно остановиться на какой-либо особенно интересной детали или задать встречный вопрос, вспомнить к месту поговорку, пословицу.

Вопросы, задаваемые слушателям, и случаи из медицинской практики обычно позволяют фельдшеру, акушерке вести беседы интересно, воочию видеть заинтересованность слушателей и ощущать растущую у них готовность следовать данным рекомендациям.

Если, готовясь к беседе, медицинский работник решает начать ее с высказывания известного ученого, отрывка из литературного произведения или стихотворения, прежде всего важно, чтобы они точно соответствовали теме, нужно уметь хорошо, выразительно их прочесть, пояснив, кому это высказывание или отрывок принадлежит. В журнале «Фельдшер и акушерка» не раз приводились соответствующие теме статьи строки В. Маяковского (1983, № 12), Р. Гамзатова (1985, № 11) и др. Можно попросить слушателей вспомнить высказывания других поэтов или прозаиков, пословицы и поговорки, точно характеризующие данную тему (например, «здоровье есть богатство», «здоровому все здорово», «здоровье уходит пудами, а приходит золотниками» и т.п.). Но беседа ни в коем случае не должна быть превращена в веселое времяпрепровождение, которое приведет лишь к потере времени медицинского работника, поскольку слушатели не почерпнут для себя ничего полезного.

Использование художественных произведений и высказываний ученых наиболее целесообразно в молодежной аудитории: школьники, учащиеся ПТУ, техникумов, молодые рабочие и колхозники легко вспоминают прочитанное и легко запоминают новые стихи и цитаты. Если слушатели преимущественно пожилого возраста, целесообразнее проводить высказывания ученых, крупных общественных деятелей, а также вспоминать вместе с ними примеры народной мудрости (пословицы, поговорки).

Завязав беседу любым способом, фельдшеру, акушерке следует изложить весь необходимый материал, который должен быть достаточно политически выдержан, научно обоснован, желательно новыми данными. Например, в беседе об охране окружающей среды можно спросить слушателей о законодательстве об охране окружающей среды («Фельдшер и акушерка», 1984, № 5) и вслед за этим рассмотреть, привлекая аудиторию, как обстоит дело с соблюдением законодательства в данном конкретном регионе. Излагая основной материал, нельзя пользоваться недостоверными данными, непроверенными фактами. Необходимо стараться излагать материал последовательно, логично, придерживаться основного направления беседы, хотя вопросы слушателей, их замечания и реплики могут увести беседу в сторону от обсуждаемого вопроса. В такой ситуации следует сказать, что вопрос или замечание, не относящееся к теме беседы, можно рассмотреть после нее, если будет возможность, а также порекомендовать почитать научно-популярную литературу, журнал «Здоровье» и пр.

Беседуя с населением, нельзя злоупотреблять медицинскими терминами, даже переводя их на русский язык,— это затрудняет восприятие. Отвечая на вопросы и внося дополнения, желательно не пользоваться записями.

Заканчивая беседу, обязательно нужно подвести итоги, выяснив, что же почерпнули слушатели из состоявшегося разговора, и еще раз коротко остановиться на том, что они должны запомнить и использовать в повседневной жизни.

Как известно, на беседу по примерным нормативам республиканского Дома санитарного просвещения РСФСР выделяется 30 мин в стенах медицинского учреждения и 1 ч в том случае, если надо тратить время на дорогу. Нормативы эти условны, но все же не следует проводить беседу дольше 45 мин — 1ч, так как слушатели устают, да и у фельдшера, акушерки время ограничено. Начиная беседу, иногда следует сразу оговорить, на какое время она рассчитана, и постараться в него уложиться, оставив несколько минут для ответов на вопросы.

Беседы обычно вызывают большой интерес у слушателей, которые затем задают немало вопросов. На них необходимо отвечать по возможности конкретно. Если фельдшер, акушерка к этому не готовы, следует спокойно ответить, что вопрос записан и на него будет дан ответ при следующей встрече (если таковая планируется), и тогда с ответа и можно начинать последующую беседу; можно также попросить задавшего вопрос зайти на прием, получить ответ в письменном виде на «Доске вопросов и ответов» и т. п. Это нисколько не умаляет авторитет проводящего беседу. Наоборот, слушатели поймут, что он относится к их вопросам серьезно и постарается дать действительно точный ответ. Если есть возможность, желательно рекомендовать слушателям ознакомиться с научно-популярной литературой (списки ее и рецензии печатаются в журнале «Фельдшер и акушерка»), особенно если нужные издания имеются в местной библиотеке, статьями в журналах «Здоровье», «Советский Красный Крест».

Для большей убедительности и доходчивости беседы во время нее рекомендуется демонстрировать наглядные пособия. Если есть возможность, после беседы хорошо показать соответствующий кинофильм. Можно также использовать последний в качестве «завязки» при проведении последующей беседы. Списки санитарно-просветительных кинофильмов с рекомендациями к их использованию неоднократно печатались в журнале «Фельдшер и акушерка».

Для проведения беседы на санитарно-просветительные темы рекомендуется предварительно ознакомить со своим докладом узкий круг специалистов. При этом важно выслушать и учесть замечания и пожелания товарищей. Это позволит проверить свои силы, уяснить «узкие» места и улучшить выступление уже непосредственно перед группой слушателей.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить