Союз медицины и искусства. Рецензии.

УДК 61:7(049.32)

Ю. П. Лисицын, Е. П. Жиляева. Союз медицины и искусства. М., Медицина, 1985, 191 с, тираж 50 ООО, цена 40 коп.

Нередко о медицине говорят как об искусстве, имея в виду умение медика выполнять свою работу на высоком профессиональном уровне. Еще Гиппократ, живший в V веке до н.э., а также его преемники предъявляли к личности врача исключительно высокие требования, считая, что врач должен быть прекрасным, добрым и справедливым человеком, уметь владеть собой и своим настроением, чтобы его поведение, вид и тон служили исцелению больного. Врач должен обладать обширными знаниями, мастерством, интуицией, творческой смелостью. Вместе с тем медицина все чаще рассматривается в связи с искусством как специфической формой общественного сознания и человеческой деятельности, как одним из способов эететического освоения мира.

Именно этому аспекту посвящена изданная в серии научно-популярной медицинской литературы работа «Союз медицины и искусства», сразу же нашедшая своего читателя, так как книга рассчитана не только на широкий круг специалистов в области медицины и всех людей, интересующихся этой проблемой.

Книга может быть полезна для среднего медицинского персонала, а также для учащихся средних медицинских учебных заведений.

О том, что арттерапия, т.е. лечение искусством с использованием лекций, демонстрацией произведений живописи, прослушиванием музыки и т.д., дает хороший медицинский эффект, было известно давно и не случайно этот вид лечения уже используется как в нашей стране, так и за рубежом. Однако огромной заслугой авторов является принципиально новый взгляд на эту проблему.

Широкая эрудиция позволила авторам рассмотреть взаимодействие медицины с искусством комплексно, системно с учетом положительных и отрицательных связей, а также наметить перспективы содружества искусства и медицины. Весьма точно показана неисчерпаемая сила воздействия искусства, в том числе музыки, пения, танца, литературы, театра, живописи, ваяния и зодчества на человека, на его состояние.

В первом разделе «Союз здоровья и красоты» показано, что истоки этого союза берут свое начало в Древней Греции. Об этом свидетельствует расположенное на о. Кос святилище сына предводителя муз Апполона бога-врачевателя Асклепия, который по преданию имел 4 детей: 2 дочерей — Гигею, богиню здоровья, прародительницу гигиены и профилактики, и Панацею, богиню исцеления, прародительницу лекарственной терапии, а также сыновей — Подалирия, основоположника диагностики, и Махаона, основоположника хирургии.

Помимо интересных исторических сведений, книга содержит фактический материал о современных достижениях в использовании искусства в медицинских целях. Так, авторы приводят примеры из практики работы учреждений психоневрологического профиля, описывают опыт работы Таллинской портовой больницы, где с лечебными целями используется трансляция специальных музыкально-литературных программ. Известны также целительные свойства лекций по искусству, музыкотерапии в сочетании с индивидуальной и групповой психотерапией, которые практикуются в медицинских учреждениях Москвы, Ленинграда, Новокузнецка и других городов. Особенно эффективно использование с лечебной целью музыки. Авторы приводят интересные сведения о влиянии музыки на эмоциональное состояние человека, ссылаются на упоминания об этом Плутарха, Гомера, Р. Бертона, М. Я. Мудрова, В. М. Бехтерева, А. В. Луначарского и т. д. Например, В. М. Бехтерев на основе длительных наблюдений о влиянии характера музыки на изменения настроения у человека предложил использовать музыку в лечебно-профилактических целях.

Интересно отметить, что научные основы нынешнего увлечения аэробикой были заложены еще в 20—30-е годы, когда под руководством известного психиатра В. А. Гиляровского для лечения неврозов и пограничных состояний была разработана система лечебной ритмики.

Хорошо известны также целебные силы литературы и театра, особенно для снятия стрессовых нагрузок, лечения истерии, некоторых неврозов и фобий. Авторы приводят многочисленные примеры этому. При этом большое значение имеет индивидуальный подход: врач рекомендует пациенту смотреть те или иные спектакли, читать определенную литературу. Элементы театра заложены и в детских играх, поэтому авторы рекомендуют широко использовать игровые ситуации при лечении и оздоровлении детей.

Помимо отмеченных методов арттерапии, в арсенале медицины имеются также средства живописи,  ваяния  и  зодчества.  Не  случайно во многих поликлинических, больничных и санаторно-курортных учреждениях для оформления интерьеров служат произведения изобразительного искусства.

Авторы показывают, что не только пассивное восприятие изобразительного искусства, но и активное участие пациентов в рисовании, лепке, ваянии оказывают благотворный эффект на здоровье. Например, давно подмечено, что рисунок детей отражает состояние и развитие их психики. И не только рисунок, но и цвет, так как на окраску ребенок начинает эмоционально реагировать с 3-месячного возраста. Влияние цвета на психику следует учитывать при Окраске потолков и стен в больничных и санаторных учреждениях. Интересно, что дети предпочитают яркие тона, и это следует учитывать при определении цвета интерьера, халатов медицинского персонала и т. д.

Каковы же основы оздоровляющей силы искусства? На этот счет, как отмечают авторы, существовало и существует немало разноречивых мнений, начиная от религиозно-мистических толкований и кончая современными психофизиологическими представлениями, в которые, кстати, укладывается и гипотеза о биологическом происхождении чувства ритма.

Вообще, как правильно подчеркнуто в рецензируемой книге, область эмоций и чувств человека относится к наиболее загадочным явлениям, и чем больше она познается, тем больше возникает новых вопросов и догадок. Однако нельзя забывать, что искусство — одна из форм общественного сознания, так как одновременно с областью чувств оно воздействует и на сознание человека, определяя характер и глубину эмоционального восприятия.

В то же время, как известно, искусство не всегда положительно влияет на здоровье. Действительно, в современных условиях мы нередко становимся свидетелями некоторых неудачных приемов, используемых в искусстве для достижения того или иного эффекта. Например, когда теле- и киногерои выпивают и якобы для облегчения души в трудные для них минуты закуривают. Огромный вред наносит псевдоискусство — телепередачи и кинофильмы, в которых пропагандируется садизм и жестокость. Так, согласно данным, опубликованным в 1985 г., за 10 лет на экране телевизора американский ребенок видит не менее 13 тыс. насильственных смертей. Нередко на киноэкранах демонстрируются «фильмы ужасов», которые ничему хорошему научить не могут. Все это оказывает влияние на рост преступности, наркомании (в 1984 г. 20,5 млн. американцев употребляли наркотики).

Не всегда и современная музыка благотворно влияет на здоровье, здесь особенно следует сказать о приемах, воздействующих на подсознание,— музыки со значительным уровнем шума, не безвредным для человеческого организма, в сочетании с обилием резких световых эффектов. Такая «музыка» иногда даже вызывает нервный шок у подростков, посещавших дискотеки и концерты.

В то же время, несмотря на имеющиеся рекомендации ВОЗ, отрицательное влияние телепередач, кинофильмов, спектаклей, концертов и дискотек на состояние здоровья изучено крайне мало. Такие исследования должны проводиться комплексно с участием социологов, психологов, психиатров, специалистов в области социальной гигиены и пр. Однако уже сейчас ясна необходимость специального медицинского контроля за содержанием и формой произведений массовых видов искусства с учетом возрастного состава зрителей и слушателей. Эта мысль совершенно однозначно подчеркивается авторами рецензируемой книги.

Согласно разработанным гигиеническим рекомендациям, детям дошкольного возраста не следует проводить у телевизора более 30 мин в день, а младшим школьникам — более 1 ч. Однако, к сожалению, эти рекомендации не всегда строго выполняются. Нередко наблюдается беспорядочное, избыточное «общение» с произведениями искусства, что утомляет, не приносит ни радости, ни удовлетворения.

В этой связи авторы подчеркивают, как важно умение общаться с искусством. Ведь не случайно одни и те же спектакли, фильмы, картины воздействуют на разных людей по-разному, заставляя одних восхищаться и оставляя других равнодушными. Авторы делают попытку ответить на весьма непростой вопрос, почему одним людям искусство дает так много, щедро одаряет их, а другим в таких же дарах отказывает? Видимо, причины заключаются в разном уровне знаний, в разной степени развития воображения и чувства. Сказываются и недостатки эстетического воспитания начиная с раннего детства. Следует больше заботиться о формировании художественного вкуса у детей, с малолетства приобщая их к литературному, театральному, художественному и музыкальному наследию, знакомя с шедеврами искусства, адекватными возрасту и особенностям восприятия. Особенно это важно в нашем социалистическом обществе, предоставляющем все возможности для гармонического развития человека, удовлетворения его духовных и культурных потребностей.

В настоящее время эстетическое воспитание стало важной составной частью учебно-воспитательного процесса в детских садах, школах, вузах и т. д. Оно способствует повышению культурного уровня людей, тесно связано с совершенствованием образа жизни. Весьма существенна роль уровня культуры и в концепции здорового образа жизни, успешно развиваемой Ю. П.  Лисицыным и его последователями.

Большой интерес представляет глава «Эскулапы в плену у муз». Здесь авторы пишут, что перед притягательной силой искусства трудно устоять, особенно если щедрые музы наделили человека талантом, рвущимся на свободу, к творчеству. Вот почему не могли устоять перед этой силой и некоторые медики.

Авторы выводят целую галерею портретов медиков, ставших впоследствии знаменитостями в различных областях искусства и литературы. Среди них достойные места занимают древнегреческий поэт Никий Милетский, Фридрих Шиллер, Гектор Берлиоз, Артур Конан Дойль, А. П. Чехов, известный французский писатель Ф. Рабле, В. В. Вересаев, В. И. Даль, М. А. Булгаков, Г. Е. Николаева, С. М. Беляев, Ю. В. Друнина, Н. М. Амосов и др.

В заключение авторы намечают перспективы содружества искусства и медицины. Этому содружеству способствует развитие таких дисциплин, как медицинская эстетика, врачебная этика, медицинская психология и пр. Роль искусства в арсенале средств борьбы с недугами будет возрастать; это следует учитывать при подготовке будущих врачей и средних медицинских работников.

Таким образом, в рецензируемой работе показано, что 2 древнейших занятия человека — медицина и искусство — тесно связаны между собой и на протяжении столетий развиваются рука об руку. В книге затронут вопрос о некоторых важных резервах профилактики и лечения ряда заболеваний, улучшения  психоэмоционального статуса  людей.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить