Гигиеническое обучение и воспитание учащихся

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС была особо отмечена важность гигиенических и медицинских знаний для охраны и укрепления здоровья учащихся.

В этой связи повышается значение гигиенического обучения и воспитания школьников. Речь идет не просто о их просвещении, а о формировании у каждого ученика действенной системы гигиенических знаний и навыков.

Известно, что неправильное гигиеническое поведение учащихся отрицательно влияет на их здоровье.

Анализ показателей заболеваемости учащихся глистными инвазиями, случаев травматизма у них, нарушений в опорно-двигательном аппарате, а также снижения остроты зрения позволяет сделать вывод о недостаточной активности учителей и родителей в гигиеническом обучении и воспитании школьников.

В связи с проведением школьной реформы в нашей стране сложившаяся система гигиенического обучения и воспитания учащихся требует дополнений. При этом главное внимание уделяется гармоническому развитию детей, охране и укреплению их здоровья, что имеет большое значение для общества.

Среди первоочередных задач в этой области можно выделить следующие: подготовка детей к обучению в школе с 6 лет; физическое воспитание подрастающего поколения, гармоническое развитие личности; коренное улучшение подготовки молодежи к труду; повышение требований к гигиене и охране труда, технике безопасности; совершенствование профессиональной   ориентации учащихся.

Все это требует соответствующей методической подготовки педагогов, воспитателей, мастеров производственного обучения в вопросах гигиенического воспитания учащихся, а также совместной, согласованной работы в семье и школе на всех возрастных этапах развития детей.

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» перед родителями, учителями и медицинскими работниками ставится задача — сделать все, чтобы каждый человек смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке.

Как известно, гигиеническое обучение и воспитание школьников осуществляются по двум основным направлениям: в системе школьного образования (классная, санитарно-просветительная работа) и в системе факультативной подготовки (школы здоровья, народные университеты и факультеты медицинских и гигиенических знаний, кружковая работа), которая сочетается с массовой санитарно-просветительной работой (лекции, беседы, конференции, тематические вечера, диспуты, кинофильмы, радио-и телевизионные передачи, публикации в широкой печати, наглядные санитарно-просветительные материалы).

Большое значение для успеха этой работы имеет внедрение в повседневную жизнь школы методических рекомендаций «Примерный объем знаний и навыков школьников различных возрастных групп по вопросам гигиены и охраны здоровья», которые утверждены Минздравом СССР и Министерством просвещения СССР (1978). Суть данных рекомендаций состоит в том, что знания в области гигиены и охраны здоровья даются школьникам в тесной связи с другими дисциплинами. В итоге учащиеся должны не только овладеть необходимыми гигиеническими навыками, но и применять их в повседневной жизни к сожалению, педагоги и обслуживающий персонал школ не всегда ясно представляют себе, как лучше осуществлять гигиеническое воспитание детей:  какие занятия использовать для этого, как их эффективнее организовать. Не все знают и какими именно основными гигиеническими навыками и привычками должен овладевать школьник на каждом возрастном этапе. Очень важно, чтобы медицинские работники подсказывали учителям, как решить эти вопросы, выступая перед ними на педагогических советах, производственных совещаниях, заседаниях методических объединений учителей школы. Необходимо освещать такие темы, как режим дня школьника, закаливание, профилактика простудных и инфекционных заболеваний, личная гигиена учащихся, рациональное питание, борьба с вредными привычками и их профилактика, гигиена умственного труда и др. В связи со школьной реформой обязательны темы: «Роль учителя в охране здоровья детей, обучающихся в школе с 6 лет», «Гигиена труда учащихся на базовом сельскохозяйственном или промышленном предприятии», «Выбор профессии и здоровье учащихся».

Особого внимания требует организация работы учащихся в лагерях труда и отдыха. Каждый учитель должен знать основные положения, касающиеся здорового образа жизни подростков в лагере. Режим труда и отдыха учащихся в период летней трудовой четверти, рациональное питание и питьевой режим, личная и общественная гигиена, гигиена одежды, приемы оказания само- и взаимопомощи при травме и остром заболевании — все это входит в компетенцию педагогов, руководящих летней практикой школьников. Следует напомнить подросткам и о вреде курения и употребления спиртных напитков. Каждый учитель, выезжающий с учащимися в лагерь труда и отдыха, должен быть хорошо осведомлен об их здоровье, знать критерии физических нагрузок в зависимости от состояния здоровья, пола и возраста школьника.

При гигиенической подготовке технического персонала школы медицинскому работнику следует провести цикл занятий, охватывающих такие обязательные темы: личная гигиена технического персонала и необходимость профилактических медицинских обследований для всех его членов; инфекционные заболевания и их профилактика; острые желудочно-кишечные заболевания, гельминтозы человека и их профилактика; профилактика пищевых отравлений; понятие о дезинфекции, дезинсекции, дератизации; гигиенические требования к содержанию и уборке помещений; хранение уборочного инвентаря; режим проветривания в школе; понятие о естественном и искусственном освещении; организация питьевого режима в школе; сведения о здоровом образе жизни.

Ключевой вопрос в школьной реформе — трудовое обучение учащихся. На базовых предприятиях будут работать подростки 12—13 лет. Но прежде чем приступить к трудовому обучению на базовом предприятии, учащийся должен быть ознакомлен с условиями труда на нем, гигиеническими аспектами трудового обучения, правилами техники безопасности. При этом не обойтись без помощи санитарных врачей, санэпидстанций, врачей-педиатров и врачей подростковых кабинетов: каждый школьник должен быть занят посильным трудом с учетом его физического, нервно-психического развития и в зависимости от пола.

Активная подготовка школьников к труду тесно связана с их профессиональной ориентацией. Важная роль здесь принадлежит медицинским работникам, о чем свидетельствует опыт г. Горького, где в течение ряда лет проводится большая работа по профориентации учащихся. Она охватывает весь период обучения в школе. С 1-го класса учащиеся знакомятся с большим миром современных профессий, с людьми труда, совершают экскурсии на предприятия. Для школьников средних и старших классов организуются встречи с ветеранами труда и передовиками производства, проводятся дни открытых дверей, конкурсы «Золотые руки», учащиеся непосредственно вовлекаются в производственный процесс предприятий. В школах организованы постоянно действующие кинолектории «Ты и здоровье», на которых демонстрируются такие фильмы, как «Выбор профессии и здоровье», «Береги честь смолоду», «Мода и здоровье» и др. Перед демонстрацией фильмов перед школьниками выступают врачи, рассказывающие о проблемах охраны здоровья при выборе профессии. В результате проведенной медико-педагогической профориентационной работы 90 % подростков при поступлении в профессионально-технические училища следуют полученным рекомендациям. Отчисления учащихся по состоянию здоровья при поступлении в ПТУ и средние специальные учебные заведения снизились в г. Горьком в 2 раза.

Гигиеническое обучение школьников осуществляют главным образом педагоги. Медицинские работники обязаны помочь им и советом, и соответствующими материалами.

Республиканский Дом санитарного просвещения Минздрава РСФСР в 1980—1982 гг. издал в помощь учителям 2 серии по 16—18 таблиц, составленных так, чтобы, разбирая их содержание, учащиеся могли самостоятельно прийти к выводам, что полезно, а что вредно для здоровья. Эти таблицы через дома санитарного просвещения распространены по школам.

С 1983/84 учебного года в курс биологии 8-го класса включено дополнительно 20 ч раздела «Гигиена и здоровье». Важно помочь учителям биологии в консультациях по таким вопросам, как режим дня школьника, личная гигиена, закаливание, гигиена умственного труда, вредное влияние курения и алкоголя на организм подростка. Особого внимания требуют такие вопросы, как нравственность и половое воспитание. Следует организовать для педагогов консультации врачей-педиатров, гинекологов, психоневрологов, при возможности и сексопатологов.

С 1983/84 учебного года в школах Российской Федерации проводится педагогический всеобуч родителей. В его программу входят такие вопросы, как охрана здоровья учащихся (профилактика соматических и инфекционных заболеваний, гигиена школьника), нравственность и половое воспитание, профилактика пьянства и курения. По каждой теме рекомендуется организовать в школе уголок здоровья, выставку санитарно-просветительных плакатов, детских рисунков на санитарно-гигиенические темы, а также выпускать санитарные бюллетени, знакомить родителей с новинками научно-популярной медицинской литературы.

В 1983/84 учебном году наряду с семилетними детьми за школьные парты сели и шестилетки. К 1990 г. намечен полный переход к обучению в школе с 6-летнего возраста. Перед медицинскими работниками стоит задача ознакомить учителей и родителей с особенностями школьного режима, питания, отдыха детей шестилетнего возраста. Необходимо облегчить шестилетним школьникам период адаптации, чтобы с 1-го же Класса обучение стало для ребенка радостным трудом, чтобы он сохранил и укрепил свое здоровье.

Учитывая вышесказанное, в плане медицинского работника школы следует предусмотреть:

— участие в составлении плана по охране здоровья учащихся, их гигиеническому обучению и воспитанию;

— помощь учителям в проведении уроков практической гигиены (проведение консультаций, подборка санитарно-просветительных материалов и научно-популярной медицинской литературы, проведение практических занятий), а также внеклассных и внешкольных санитарно-просветительных мероприятий;

— участие в заседаниях педагогического совета, производственных совещаниях педагогов при рассмотрении вопросов охраны здоровья учащихся;

— привлечение врачей разных специальностей к проведению различных санитарно-просветительных мероприятий среди учащихся, родителей и учителей;

— участие в работе по воспитанию у школьников гигиенических навыков при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий;

— организацию работы кружка «Юный медик», подготовку и работу с санпостовцами;

— проведение санитарно-просветительной работы с родителями;

— организацию работы по оформлению школы соответствующими наглядными материалами;

— контроль за предложениями санэпидстанции и службы санитарного просвещения.

Учет проведенной работы и отчетность по ней ведутся по форме № 038-О/У.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить