Микрогрупповые занятия-семинары для фельдшеров и акушерок фельдшерско-акушерских пунктов

В последипломном обучении фельдшеров и акушерок большое значение имеет поиск наиболее рациональных форм и методов повышения их квалификации, в том числе без отрыва от работы.

От этих медицинских специалистов со средним образованием требуется все большая осведомленность в вопросах здравоохранения для успешного осуществления мероприятий по профилактике болезней, квалифицированного оказания медицинской помощи, самостоятельного выбора тактики при многих ургентных состояниях, часто в отдаленных населенных пунктах.

Наш многолетний опыт работы в сельской местности показывает, что трудовая деятельность фельдшеров и акушерок фельдшерско-акушерских пунктов, протекающая в особых условиях (микроколлектив, затрудненность регламентации рабочего времени, отсутствие специалистов, которые могли бы служить образцом профессиональной деятельности, особенности бытового обеспечения, минимальная перспектива дальнейшего роста и пр.), нуждается в рациональном управлении со стороны центральной районной больницы.

Разработанная и применяемая в нашем районе методика занятий в течение последних 3 лет сводится к следующему.

Все 58 фельдшерско-акушерских пунктов разделены на 12 групп, объединяющих 5—6 фельдшеров и акушерок. Выделено 6 тематических профилей: 1) внутренние болезни (вместе с фтизиатрией, эндокринологией и неврологией), 2) акушерство и гинекология (вместе с онкологией и венерологией), 3) педиатрия, 4) хирургические болезни (с травматологией, урологией и реаниматологией), 5) санитария, включающая коммунальную гигиену, гигиену детей и подростков, питания, производственную, 6) санитарное просвещение, 7) противоэпидемическая работа при инфекционных заболеваниях.

За каждым профилем закреплены районные специалисты: соответственно терапевт, акушер-гинеколог, педиатр, хирург, главный врач районной санэпидстанции, заведующий эпидемиологическим отделением районной санэпидстанции. В свою очередь каждый профиль состоит из 5 тем. Так, хирургический включает темы "Острые хирургические заболевания органов брюшной полости", «Хирургическая инфекция», «Борьба с травматизмом и первая медицинская помощь при травмах», «Распространенные хирургические, урологические и ортопедические заболевания», «Реанимационная помощь».

Организационно-методический   кабинет, составляя расписание занятий со средним медицинским персоналом, Выделяет для каждой микрогруппы 6 дней в году, и так как район обслуживания разделен на 2 зоны, то в один день занятия проводятся на одной зоне (в 6 микрогруппах), в следующий — на другой. В связи с тем что в каждую микрогруппу включено 4—5 фельдшерско-акушерских пунктов, а профилей 6, то на одном из медпунктов в год устраивается 2 занятия.

В предусмотренный графиком день на 6 пунктах в 12 ч собираются фельдшера и акушерки близлежащих медпунктов данной учебной микрогруппы и под руководством районного специалиста обсуждают тематические вопросы. Занятие длится 4 ч, и за это время руководитель семинара выясняет уровень знаний присутствующих; сообща решаются сложные организационные вопросы, намечаются пути их правильного разрешения на уровне конкретных фельдшерско-акушерских пунктов. На семинаре уделяется внимание технике мануальных исследований при оказании медицинской помощи.

Работники медпункта, на базе которого организуется очередное занятие, знакомят присутствующих с правильным ведением документации, лекарственными средствами для неотложной помощи, пособиями по санитарно-просветительной работе и пр.

Таким образом, районный хирург или другой районный специалист проводит 12 занятий в год, во время которых вырабатывается единая система организации и оказания населению медицинской помощи в условиях фельдшерско-акушерского пункта.

На других 12 медпунктах такие же занятия проводит другой районный специалист, охватывая за год таким же обучением всех фельдшеров и, акушерок. В последующие годы базы меняются, что позволяет в наших условиях за 5 лет охватить учебой средних медицинских работников 58 медпунктов. Кроме того, в районе 4 раза в год проводится «день фельдшера и акушерки» на базе центральной районной больницы.

Преимущества микрогрупповых занятий заключаются в следующем: районный специалист имеет возможность провести программированное собеседование с каждым фельдшером и с каждой акушеркой, уточнить пробелы в их знаниях и практических навыках, вовлечь всех средних медицинских работников в самостоятельное изучение медицинской литературы, детально обсудить причины допущенных ошибок, выявить недостатки в работе фельдшерско-акушерских пунктов и дать рекомендации по их устранению, обучить участников семинара наиболее рациональным приемам медицинской помощи, отметить достижения отдельных медпунктов и дать рекомендации по широкому внедрению в практику новых, прогрессивных форм и методов работы.

Большинство фельдшеров и акушерок района, а также районные специалисты, проводящие семинары, считают, что описанная система позволит эффективно повысить квалификацию средних медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов нашего района.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить