О профориентации школьников на медицинскую специальность

«Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», одобренные Пленумом ЦК КПСС 10/IV и Верховным Советом СССР 12/1V 1934 г., предусматривают дальнейшее совершенствование работы по профессиональной ориентации учащихся средней школы. Эта задача продиктована возросшими потребностями всех отраслей народного хозяйства в специалистах, способных достойно трудиться в период развитого социализма. В этих условиях большую актуальность приобретает работа по профессиональной ориентации молодежи на медицину — одну из самых гуманных профессий человека.

Как известно, медицина долгое время преимущественно считалась искусством и опиралась на голый практический опыт и интуицию врачевателя. Постепенно она превратилась в многосложную науку, использующую достижения биология, генетики, химии, физики и многих других точных наук. Овладение медицинской профессией требует хорошей общей и глубокой специальной подготовки. Наряду с этим от медиков требуются особые личностные качества, без которых заниматься медицинской практикой будет очень сложно.

Медицинский работник должен обладать мягким характером и при этом быть выдержанным, уравновешенным, уметь управлять собой в любых, даже экстремальных, условиях. Его отличительной чертой должна быть любовь к людям и всему живому.

Медицина в нашей стране стала одной из массовых профессий. В Советском Союзе сейчас трудятся более 1 млн. врачей и почти 4 млн. средних медицинских работников. Ежегодно различные медицинские учреждения пополняются молодыми специалистами. Естественно, что проблема отбора при поступлении в медицинские институты и училища становится задачей тех медицинских учреждений, которые больше всех заинтересованы в хорошо подготовленных специалистах. Поэтому они должны и могут принять самое непосредственное участие в работе по профессиональной ориентации школьников на медицину, т.е. в выявлении лиц, способных посвятить себя этой гуманной профессии.

Мы располагаем многолетним опытом участия медицинского персонала крупной многопрофильной больницы в работе по профориентации школьников в школах Кунцевского района Москвы. Вскоре после выхода постановления Совета Министров СССР «Об организации межшкольных учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся» специально выделанный медицинский персонал больницы активно включился в работу по профориентации.

Первоначально на базе одной из школ района, которая превращена в учебно-производственный комбинат, были организованы занятия со школьниками 9-х, а затем 10-х классов многих школ района по подготовке младших медсестер по уходу за больными. Учебный класс для медицинских занятий был оснащен плакатами, инструментами, предметами ухода за больными, перевязочным материалом, средствами иммобилизации. К занятиям со школьниками привлекались врачи и опытные средние медицинские работники. Программа курсов была в 1982 г. утверждена Главными управлениями здравоохранения и народного образования Москвы. Она рассчитана на 2 года. Окончившим обучение и успешно сдавшим специальные экзамены выдаются удостоверения установленного образца с указанием квалификации «младшая медицинская сестра по уходу за больными».

Работу по профориентации школьников мы постепенно совершенствовали. Сейчас межшкольный учебно-производственный комбинат района, где представлено свыше 20 различных профессий, поддерживает связи с 38 школами района. По заранее разработанному графику на занятия в класс младших медсестер от каждой школы ежедневно приходят по 3—5 школьниц из 9—10-х классов, избравших своей будущей профессией медицину. В день занятий на курсах от школьных занятий они освобождаются.

С каждой группой в день занятий проводится по в уроков: 2 ч теоретических занятий и 4 ч практических. На теоретических занятиях с учениками 9-х классов отрабатывается программа ухода за больными терапевтического профиля, а с учениками 10-х классов — хирургического. Практические занятия мы проводим в основном на базе Городской больницы № 71, но используем и другие лечебно-профилактические учреждения района. На практике ученики (под контролем медсестер) непосредственно помогают в уходе за больными: кормят, водят на прогулку, в места общего пользования, подают и убирают судно, дезинфицируют их. Кроме того, школьники готовят инструментарий и перевязочный материал для стерилизации, гипсовые бинты, шины для иммобилизации, собирают и носят в лабораторию материал для исследования, присутствуют при выполнении медсестрами всех манипуляций. Таким образом, учащиеся в больнице являются не наблюдателями, а активно участвуют в работе по уходу за больными, по поддержанию чистоты в отделении. Кроме плановых занятий, периодически организуются экскурсии в павильон «Здравоохранение СССР» ВДНХ, в Политехнический музей, где работает постоянная выставка по профориентации «Нам имя — медики». Интересными бывают экскурсии в медицинские училища. К нам с целью профессионального отбора школьников нередко приезжают агитбригады из других медицинских училищ Москвы.

Во время летних каникул наши школьники но заранее разработанному графику проходят практику в качестве санитаров в лечебно-профилактических и детских учреждениях, чем оказывают им неоценимую помощь. За эту учебу-работу администрация учреждений поощряет школьников сувенирами, путевками на экскурсию по Москве, Московской обл. и пр.

В последние годы работа по профориентации приняла более дифференцированный характер. Теперь ею охвачены школьники более младших классов (начиная с 5—6-го). При этом используются знания и практический опыт учеников-старшеклассников. Так, ученики 9—10-х классов рассказывают ученикам 5—6-х классов о работе врачей и сестер в лечебных учреждениях, где проходили практику, о встретившихся им трудностях, об ответственности медицинского персонала за больных и о многом другом.

В организованном порядке ученики 8-х классов, иногда с родителями приходят в учебно-производственный комбинат для ознакомления с различными специальностями, в том числе и медицинскими. Мы проводим с ними преимущественно индивидуальную ориентировочную беседу и даем время на обдумывание. Затем ученики, выбравшие медицину, объединяются в группы. С ними врачом или средним медицинским работником уже проводятся целенаправленные беседы. При этом мы делаем акцент не на романтической стороне медицины, а на реальных трудностях, с которыми встречаются врачи и медсестры в своей практической деятельности. С каждой группой в течение учебного года проводим 2—3 профориентационных занятия. Естественно, что в первые месяцы наблюдается определенный отсев. С оставшимися мы проводим плановые профориентационные занятия в период учебы их в 9—10-х классах.

Ежегодно отмечается увеличение числа школьниц, заканчивающих курсы младших медсестер. Так, если первый наш выпуск в 1974 г. составлял 91 человек, то к 1982—1983 гг. он увеличился до 146—150. С 1976 по 1983 г. наши курсы окончили 1143 человека. На основе ежегодных опросов выпускников наших курсов, проводимых в сентябре — октябре, выяснилось следующее. Часть выпускников (91 человек) поступили в медицинские институты, другие (207) — в медицинские училища, а 76 девушек продолжают работать в качестве младших медсестер по уходу с намерением продолжать медицинское образование. Таким образом, каждый третий ученик, прошедший школу профориентации, всю последующую жизнь связывает с медицинской профессией. Мы уверены, что эти люди будут надежным пополнением учреждений здравоохранения.

В результате хорошо поставленной профориентационной работы получается двойной выигрыш: с одной стороны, она дает четко ориентированное на медицину пополнение, а с другой — дополнительную рабочую силу в медицинские а детские учреждения района, кадры подготовленного младшего медицинского персонала.

Решения апрельского (1984 г.) Пленума ЦК КПСС нацеливают нас на дальнейшее совершенствование работы по профессиональной ориентации школьников, что является задачей не только школы, но также и органов и учреждений здравоохранения.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить