Основы мед. психологии, этики. Рецензии

УДК 614.253.8(075.8X049.32)

В. Ф. Матвеев. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии. Учебная литература. Для учащихся медицинских училищ. М., Медицина, 1984, 170 с, тираж 200 000.

Выход в свет первого учебного пособия для учащихся медицинских училищ по вопросам медицинской психологии, этики и деонтологии является важным событием. Содержание пособия соответствует программе по основам медицинской психологии, этики и деонтологии, утвержденной Главным управлением учебных заведений Минздрава СССР 20/XII 1982 г. В рецензируемом пособии освещены основы медицинской психологии — науки, изучающей психику больного человека, а также психологические особенности профессиональной деятельности медицинского работника. Раскрыта взаимосвязь соматогенных в психогенных факторов. Изложены вопросы психопрофилактики, психогигиены и психотерапии. Освещены проблемы медицинской этики и деонтологии в работе среднего медицинского персонала. Рассматриваются вопросы его правовой ответственности.

Изложение материала соответствует современным требованиям, предъявляемым к среднему звену медицинских кадров.

Книга включает краткое предисловие, часть первую, посвященную основам медицинской психологии, часть вторую, в которой излагаются основы медицинской этики и деонтологии, а также список рекомендуемой литературы.

Первая часть состоит из 7 глав.

Глава 1-я является вводной в медицинскую психологию. В ней изложены предмет и задачи медицинской психологии, описаны основные этапы ее становления и аспекты, показана роль медицинской психологии в подготовке медицинского работника. Предметом изучения медицинской психологии являются: личность больного человека, личность медицинского работника, взаимоотношения больного человека и медицинского работника в различных условиях — при посещении на дому, в амбулатории и клинике. Основными методами исследования являются беседа, наблюдение и эксперимент. Последовательно раскрываются основные этапы становления и развития медицинской психологии, борьбы между идеалистическим и материалистическим мировоззрением в понимании психологии человека. Советская медицинская психология стоит на твердых материалистических позициях и имеет большие возможности для творческого решения стоящих перед ней задач.

В главе 2-й дается характеристика основных познавательных процессов в норме и при патологии. К ним относятся сознание, память, внимание, интеллект, речь, а также вся познавательная сфера человека. Данная глава рассматривает центральные проблемы медицинской психология больного и здорового человека. Убедительно показано, что психическая деятельность — это функциональная способность мозга отражать объективную действительность и обеспечивать адекватные взаимоотношения организма с окружающей средой. Показан научный путь познания, сформулированный В. И. Лениным: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности». Дана подробная характеристика каждого из познавательных процессов в норме, показаны их нарушения при различных формах преимущественно психических заболеваний. К сожалению, о нарушениях психики у больных с соматическими заболеваниями сказано мало.

Каждый раздел главы, как и всех последующих, заканчивается изложением тактики медицинского работника и контрольными вопросами, предназначенными для проверки усвоения материала учащимися.

Главы 3-я и 4-я посвящены эмоциям, я также двигательно-волевым процессам в норме и при патологии. Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности, отношение его в окружающему миру и к самому себе. Качественным уровнем эмоциональной деятельности определяются особенности личности в целом. Выделено 3 основных вида эмоций: настроение, страсть, аффект. Чувства представлены как высшая форма эмоций, способные влиять на разнообразные реакции человека. Показано воздействие положительных и отрицательных эмоций на здоровье человека, на формирование болезненного процесса.

В психической деятельности человека важное место занимают двигательно-волевые процессы, сознательная деятельность как проявление воли. Воля — это сознательная, целенаправленная психическая активность, связанная с преодолением препятствий. Рассмотрены этапы сложного волевого процесса, их последовательность и продолжительность. В учебных целях хорошо было бы привести пример какого-то волевого процесса — от его побуждения до осуществления принятого решения.

В главе 5-й подробно рассматривается проблема личности в норме и при патологии, проводится критический анализ зарубежных теорий личности. Правильное понимание сущности личности как здорового, так и больного человека возможно лишь с позиций марксистско-ленинского учения с учетом соотношения психического с физиологическим, социального с биологическим. При оценке личности основными являются ее социальное лицо и моральные качества. Даются краткие сведения из учения И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности человека и их соотношении с темпераментами по Гиппократу. При общей оценке личности важное значение имеет характер как сочетание наиболее устойчивых и существенных свойств личности, определяющих отношение человека к окружающей действительности и к самому себе. Рассматривается патология характера и личности, обсуждается роль медицинского работника в наблюдении и лечении таких больных.

Глава 6-я посвящена вопросам психологии в деятельности среднего медицинского работника. Подчеркнуто, что взаимоотношения между больным и медицинским работником зависят не только от индивидуальных особенностей больного, его психики, но и от личности медика, его общей и профессиональной культуры, соблюдения им принципов этики и деонтологии. В этом плане задача медика сгодится к тому, чтобы установить профессиональный контакт с больным, вызвать у него доверие к проводимым лечебно-диагностическим мероприятиям.

Глаза 7-я первой части посвящена психопрофилактике, психогигиене, психотерапии. Приводится характеристика психогении — нарушений, наступающих в организме и психике человека под влиянием различных психических травм, и соматогении, при которой психические нарушения вызываются соматическими заболеваниями.

Психопрофилактика рассматривается как система мероприятий, направленных на устранение причин, способствующих возникновению психических заболеваний и нарушений. Психогигиена имеет своей задачей сохранение и укрепление психического здоровья человека на различных этапах его социального бытия. Психотерапия—планомерное использование психического воздействия с лечебными целями. Такое воздействие обязан оказывать каждый медицинский работник. Оно должно быть строго индивидуальным, с учетом причины болезни, особенностей личности больного и его взаимоотношений с окружающими.

Часть вторая учебного пособия, посвященная основам медицинской этики и деонтологии, состоит из 10 глав. Она в свою очередь включает главы (8—10), освещающие вопросы медицинской этики, и главы (11 —17) — вопросы медицинской деонтологии. Такое разделение можно признать целесообразным лишь с точки зрения методологической. В большинстве современных работ вопросы медицинской этики и деонтологии рассматриваются одновременно как понятия, вытекающие одно из другого.

В главе 8-й кратко излагается история развития этических концепций и учений, дается определение этики, нравственности. В этике постоянно отражалась непримиримая борьба 2 философских направлений — материализма и идеализма. Большой вклад в развитие материалистической этики внесли труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Показано развитие и формирование профессиональной медицинской этики. В капиталистических странах медицинская этика вырождается в корпоративную мораль медицинских обществ, в центре внимания которых стоят интересы частнопрактикующих медицинских работников. Медицинская этика в нашей стране преследует цель совершенствования качества медицинского обслуживания населения, воспитания медяков в духе коммунистической нравственности и профессионального гуманизма.

В главе 9-й подробно рассматриваются основные этические категории: долг, достоинство, совесть, честь и счастье. Главное внимание уделяется категории долга, который является основой всей профессиональной деятельности медицинского работника. Долг в марксистско-ленинском понимании — это осознанная органическая необходимость, основывающаяся на глубоком убеждении в правоте своего дела. Высоким моральным долгом советского медицинского работника является активное участие в строительстве коммунистического общества.

Показана тесная взаимосвязь понятия долга и совести, долга, чести и достоинства медицинского работника. Совесть — это самооценка собственных поступков и действий, это осознание своего общественного долга. Большое общественное звучание приобрела борьба медицинских коллективов за честь называться коллективом коммунистического труда. В основе профессиональной деятельности медицинских работников лежат принципы гуманизма и коммунистической морали. В то же время в капиталистических странах медицинская этика носит формальный характер и не отражает социальной значимости медицинского труда. Материальной основой гуманизма советской медицины является общедоступность, бесплатность и профилактическая направленность медицинской помощи благодаря государственной системе здравоохранения. Принципы морали советского медицинского работника вытекают из требований морального кодекса строителя коммунизма. Наряду с этим они дополняются такими чисто профессиональными качествами, как сострадание, доброжелательность, самообладание, бескорыстие, трудолюбие, учтивость и др. Подчеркнута противоположность морали медицинского работника социалистического и капиталистического общества.

Глава 10-я посвящена культуре поведения и этике взаимоотношений средних медицинских работников между собой и с пациентами на различных этапах лечения. Рассматриваются вопросы дисциплины, бережного отношения к общественному достоянию, чувство коллективизма, а также вопросы внешней культуры — нормы приличия во взаимоотношениях с окружающими, как на работе, так и вне работы, опрятность, умение вести беседу соответственно обстановке, вежливость, тактичность. Подчеркнута роль социалистического соревнования в формировании коммунистического отношения медиков к труду.

В данном разделе желательно было бы осветить особенности взаимоотношений в небольших медицинских коллективах: на фельдшерско-акушерском пункте, здравпункте, где медицинские работники хорошо знают друг друга.

В условиях стационара контакт медиков с больными длительный, многодневный, круглосуточный. Каждый дефект в поведении медицинского персонала легко попадает в поле зрения больных, становится предметом их обсуждения, подрывает авторитет медицинского коллектива. Средний медицинский работник должен изучать и учитывать психические особенности, чувства и переживания своих пациентов и их родственников. Тут требуются особый такт, терпение и внимательность, чтобы встреча больного с родственником носила доверительный характер.

В главе 11-й рассматривается краткая история формирования медико-деонтологических принципов. Дается определение медицинской деонтологии как науки «о профессиональном поведении медицинского работника». К сожалению, это не соответствует определению, данному в БМЭ (3-е изд.), где медицинская деонтология рассматривается как «совокупность этических норм выполнения медработниками своих профессиональных обязанностей». В результате этого на с. 120 допускается неточность, где автор пишет, что «в отличие от моральных правил деонтологические нормативы определяются инструкциями и административными приказами». В действительности же «деонтологические нормативы» относятся к моральным нормам, а «инструкции и административные приказы» — к правовым, которые формулируются и контролируются административными органами, а не общественными организациями.

Глава 12-я посвящена особенностям отношений среднего медицинского работника и больного при различных заболеваниях. В частности, рассматривается тактика медицинского работника в клинике внутренних болезней, в хирургической клинике, в акушерско-гинекологической и в клинике детских болезней, в психиатрической клинике, а также в условиях амбулаторного приема. Больные с соматогенными психическими нарушениями требуют особого внимания, с ними необходимо соблюдать принципы психотерапии. В большой психотерапевтической работе нуждаются хирургические, а также гинекологические больные в период подготовки их к оперативным вмешательствам. В связи с тем что большинство больниц в нашей стране не являются клиническими (городские, районные, центральные районные и др.), целесообразно было бы говорить о работе не в клиниках, а в отделениях (хирургическом, терапевтическом и т.д.).

Глава 13-я посвящена лечебному режиму и его основным принципам, т.е. организации образа жизни пациента, способствующей скорейшему и наиболее полному выздоровлению. Понятие лечебного режима базируется на принципах физиологического учения И. П. Павлова. Его разработкой занимается врач, а проведением всех связанных с ним мероприятий — средний медицинский персонал. Наряду с охранительным пропагандируется активирующий лечебный режим. Дается подробное описание элементов этих режимов, благоприятно влияющих на психику больных.

В главе 14-й излагаются этико-деонтологические принципы, вопросы, связанные с научным экспериментом, внедрением новых средств диагностики и лечения, пересадкой органов и тканей. Подчеркнуто, что право на научный эксперимент на людях дают предварительная проверка результатов на животных и добровольное согласие больного. Рассматриваются этические вопросы, связанные с пересадкой органов и тканей. Эта глава имеет большое познавательное значение. Однако в ней ничего не говорится о роли средних медицинских работников и их участии в научно-экспериментальных исследованиях.

Глава 15-я посвящена правовой ответственности медицинского работника и значению медицинской документации. Подчеркнуто, что средний медицинский персонал, так же как и врачи, обязан отвечать за все упущения, которые произошли из-за его небрежности, преступного легкомыслия или намеренного злоупотребления. Проступки медицинских работников могут быть гражданскими, административными и дисциплинарными. Детально расшифрованы каждый из этих проступков и виды ответственности применительно к Уголовному кодексу РСФСР. Будущим средним медицинским работникам важно знать не только положительные, но и теневые стороны своей профессиональной деятельности, которых надо всячески избегать. Обращено внимание на необходимость четкого и правильного заполнения медицинской документации.

Глава 16-я об этике и деонтологии в процессе обучения, несмотря на свою краткость, насыщена фактическим материалом, имеющим большое воспитательное значение. Не только пример преподавателя, но и внешнее оформление училища, учебных комнат играет важную воспитательную роль. Подробно излагаются требования к учащимся, касающиеся их внешнего вида, общения с больными во время практических занятий, оформления медицинской документации, создания благоприятной больничной обстановки и пр. Деонтологическое воспитание должно сочетаться с активным приобщением учащихся к общественно полезному труду и является делом всего преподавательского коллектива училища.

Глава 17-я освещает вопросы преемственности этико-деонтологических принципов. Пройдя долгий и трудный путь, медицина впитала в себя лучшие приемы врачевания, основанные на неукоснительном соблюдении этико-деонтологических требований. Преемственность лучших традиций обеспечивает постоянное развитие и совершенствование медицины.

Необходимость издания учебного пособия по основам медицинской психологии, этике и деонтологии созрела давно, в нем нуждаются не только учащиеся, но и преподаватели медицинских училищ. Отмеченные недостатки носят частный характер и ничуть не снижают высокой оценки рецензируемого труда автора.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить