Атеистическая работа фельдшеров и акушерок среди женщин

Здоровье людей зависит от условий, которые создало общество для его сохранения и укрепления, а во многом — и от самого человека, его отношения к своему здоровью. Последнее обусловлено как мировоззренческими, нравственно-эстетическими установками человека, так и его привычками, гигиеническими навыками в быту, его образом жизни.

Мировоззрение

Общеизвестно, что основы мировоззренческой, социально-нравственной позиции личности, привычки, манера поведения закладываются в семье, в быту. В семейно-бытовой сфере главным хранителем «домашнего очага», семейных традиций и обычаев, в том числе отживших, религиозных, является женщина. В воспитании подрастающего поколения ей принадлежит ведущая роль, поэтому от ее мировоззрения во многом зависит характер мировоззрения ее детей.

Результаты многочисленных конкретно-социологических исследований показывают, что женщины составляют большинство среди верующих. Как правило, это представительницы старших возрастных групп. Немаловажно и то, что значительную долю среди них составляют женщины с низким уровнем образования. «Воспроизводство» религиозности в новых поколениях происходит в основном в семьях, где верующей является женщина.

Учитывая это, современные церковнослужители говорят о «специфической миссии женщины» в жизни церкви и будущее религии и церкви (ее упадок или стабилизацию) видят в «домашней церкви», где главную роль играет женщина.

Вот почему атеистическая пропаганда среди женщин особенно важна. И в этой работе высока роль медицинских работников, в том числе персонала сельских фельдшерско-акушерских пунктов. Необходимость участия работников здравоохранения в атеистическом воспитании обусловлена следующими причинами.

1. Среди работников здравоохранения, в том числе фельдшеров и акушерок, женщины составляют большинство, поэтому верующим женщинам всегда легче найти общий язык с женщиной-медиком, поскольку у них много общих проблем, забот и интересов.

2. Медицинские работники имеют достаточно благоприятные условия для доверительной, задушевной беседы на приеме пациентки в кабинете или при посещении беременной, больной или ее детей на дому. Именно во время лечения религиозной, суеверной женщины или ее детей медицинский работник имеет благоприятную возможность раскрыть с позиций научной медицины несостоятельность суеверий, знахарства, религиозных предрассудков, объяснить истинные причины заболевания научные принципы его лечения.

3. Во время атеистических бесед медицинский работник может использовать фактический материал, в том числе данные о заболеваниях, связанных с отправлением религиозной обрядности, религиозно-бытовыми предрассудками и суевериями.

Прежде чем приступить к атеистической пропаганде, медицинскому работнику важно ознакомиться с религиозной обстановкой на участке, в районе, выяснить степень религиозности людей, узнать общественное мнение в отношении религии, ее обрядности, суеверий и, безусловно, знать условия труда и отдыха своих пациентов, в том числе религиозных и суеверных, членов их семей.

Медицинские работники, занимающиеся атеистической пропагандой, должны быть знакомы с борьбой науки с религиозными предрассудками в области медицины, а также с рассуждениями современных богословов о здоровье и болезнях. Причем следует помнить, что мы ведем идейную борьбу за верующих, за освобождение их сознания и поведения от религиозных верований и предрассудков. Поэтому атеистическая пропаганда должна быть тактичной, корректной, не допускающей оскорбления чувств верующих граждан.

Религия и медицина

Общеизвестно, что религия всегда паразитировала на еще непознанных явлениях природы, общества, человека. А так называемых «белых пятен» пока достаточно в области медицины. Это дает церковнослужителям возможность с религиозных позиций объяснять такие извечно волнующие человека, до конца не изученные вопросы, как происхождение человека, особенности его психики, явления жизни и смерти, здоровья и болезни, сновидений, и гипноза и т. д.

Важное значение имеет критика знахарства, которое, по данным социологических исследователей, пользуется «спросом» не только у верующих, но и у нерелигиозного населения,  к тому же не только у людей малограмотных и невысокой общей культуры, но и у лиц с высоким образовательным и культурным уровнем. К помощи знахарей прибегают главным образом в случаях потери надежды на выздоровление, в частности родственники тяжелых больных, т. е. в тех критических, экстремальных ситуациях, когда человек вопреки здравому смыслу склонен верить в самые невероятные «чудеса».

В наши дни эти «врачеватели» наряду с «допотопными» методами лечения (заговоры, заклинания, разнообразные манипуляции) используют элементы народной и научной медицины (настойки, микстуры, таблетки и др.). «Загадочное» поведение знахаря, необычная обстановка во время приема больных создают у неосведомленных, доверчивых людей иллюзию его «могущества». Между тем, вмешательство знахаря, его «советы» в основном отрицательно влияют на ход лечения больного.

Бывают случаи, когда «лечение» у знахаря дает положительный результат. Нередко это бывает связано с тем, что больной одновременно успешно лечится и у врача. Иногда знахари используют приемы психотерапии, да и сам больной, убежденный во «всесилии» «врачевателя», настраивает себя на положительный исход. Положительные эмоции оказывают позитивное терапевтическое влияние на организм человека, его самочувствие. Профессор Г. К. Гусейнов справедливо отмечает: «Обращение больных к знахарям... — чаще всего попытка больных компенсировать недостатки и промахи в медицинском обслуживании населения».

Критикуя знахарство, медицинским работникам не следует уклоняться от рассмотрения еще малоизученных методов диагностики и лечения, приемов народной медицины, вокруг которых распространяются невероятные слухи и домыслы, что, естественно, вызывает повышенный интерес со стороны определенной части населения. Чтобы разубедить доверчивых больных в силе «целителей», работники здравоохранения должны первыми разъяснять населению «загадочные» изменения в организме человека, а не ждать, когда за это возьмутся некомпетентные люди.

В атеистической пропаганде фельдшерам и акушеркам следует обращать внимание на еще достаточно распространенные в женской среде разнообразные религиозно-бытовые суеверия и связанные с ними традиции, приметы. Необходимо знакомить слушателей с историей возникновения суеверий, примет, раскрывать механизм их отрицательного психологического и физиологического воздействия на человека, особенно на беременных, больных. Например, следует разъяснить причины так называемых «пророческих» снов, которые научная медицина использует, в частности, в диагностических целях. Небезобидным суеверием является и вера в «дурной глаз». Среди беременных, верящих в приметы и суеверия, немало женщин, которые не готовят ничего заранее для новорожденного, что также не должно оставаться незамеченным.

Общеизвестно, какие последствия для здоровья человека влечет за собой нарушение режима питания, исключение из рациона некоторых видов продуктов. Однако и в наши дни есть верующие, которые соблюдают посты. Свои действия они оправдывают ссылкой на идентичность последних с разгрузочными днями, которые рекомендует научная медицина при определенных заболеваниях, Например, христиане веры евангельской (пятидесятники) во время своего поста не пьют и не едят. Однако соблюдение постов особо отрицательно влияет на здоровье больных, беременных, кормящих матерей, детей. Поэтому пропаганда вопросов рационального питания должна занимать значительное место в атеистической работе фельдшерско-акушерского персонала.

В атеистической пропаганде среди женщин медицинские работники критику религиозной обрядности должны направлять на целование икон, крестов, «христосование» и т. п., что способствует передаче инфекции. Обряд крещения также был чреват заболеванием ребенка, так как церковнослужители проводят его в антисанитарных условиях. Причиной нервно-психических заболеваний у пятидесятников в недалеком прошлом являлись так называемые «глоссолалии», или получение верующими «дара говорения на иноязыках» (такого состояния они достигали посредством постов, длительных изнурительных молитв).

Однако в современных условиях недостаточно сводить критику религиозной обрядности только к этим негативным влияниям обрядов на здоровье человека.

Необходимо разъяснить мировоззренческий вред религиозной обрядности, поскольку культовые действия способствуют усвоению людьми религиозной идеологии, консервации и воспроизводству в новых поколениях, общественном мнении отдельных социальных групп отживших представлений, в частности старых взглядов на роль женщины в семье, ее месте в обществе, нормы брачно-семейной жизни, воспитание детей.

Следует подчеркивать, что участие в религиозных ритуалах унижает достоинство человека.

Многие люди, и не только верующие, рассматривают некоторые религиозные обряды, праздники как обязательный атрибут национальной принадлежности. Например, обряд крещения считают старинным русским ритуалом. Однако его отправляют не только русские, но и все христиане иных национальностей. К тому же следует разъяснять, что этот обряд даже с соблюдением санитарных правил не гарантирует новорожденному здоровье: нарушение режима, изменение привычной обстановки при совершении обряда крещения нередко способствует нервно-эмоциональным перегрузкам ребенка, а значит, в будущем может послужить поводом для различных заболеваний.

Участие в культовых действиях обедняет человека духовно, обкрадывает его интеллект, эмоционально-чувственный мир. Следует подчеркивать, что все знания, умения приобретаются благодаря усвоению накопленного предыдущими поколениями человеческого опыта, и помощь в трудные минуты жизни приходит от окружающих людей, а не от бога.

Таким образом, пропаганда научно-атеистических знаний среди женщин с медицинских позиций — важное условие преодоления их религиозности и перекрытия каналов воспроизводства религии, различных суеверий и примет у подрастающего поколения и одновременно важное звено охраны здоровья народа.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить