Воспитательная работа в медицинском училище

В последние годы в медицинской печати большое внимание уделяется не только вопросам совершенствования профессиональной подготовки средних медицинских работников, но и проблемам, связанным с улучшением воспитательной работы среди молодежи, решившей посвятить себя медицине.

Воспитательная работа, направленная на усвоение учащимися принципов медицинской этики и деонтологии, профессионального долга, должна вестись в течение всего обучения.

Немаловажное воспитательное значение имеет «первый звонок», возвещающий о первом учебном дне. Этот день должен проходить в торжественной обстановке, как бы знаменуя собой вступление в новую жизнь. Желательно, чтобы с учащимися побеседовали медики-ветераны, чтобы будущие фельдшера и акушерки узнали об истории всего училища, о специалистах, которых оно воспитало. В училище должен быть альбом с фотографиями выпускников.

В первый день учебы учащиеся дают «торжественное обещание первокурсника», которое налагает на них большие обязательства, рождает чувство ответственности за избранный ими путь.

Любовь  к  профессии  необходимо  прививать повседневно, ежечасно на протяжении всей учебы. Чтобы быть. преподавателем, надо, конечно, иметь определенный врачебный опыт, обладать педагогическим мастерством. Но каждый преподаватель должен быть и воспитателем — учить благородству и самоотверженному служению народу на примерах из жизни известных ученых и медиков. Как хороши слова И. П. Павлова: «Что ни делаю, постоянно думаю, что служу этим, сколько мне позволяют мои силы, прежде всего моему Отечеству».

Великий русский терапевт М. Я. Мудров в дни, когда армия Наполеона подходила к Москве, бросил все, но вывез архив историй болезней. Враг бежал, Москва лежала в развалинах, университет был еще закрыт, а М. Я. Мудров «собственным иждивением» открыл медицинский факультет. Позже на его личные средства было построено здание клинического института. В 1831 г. М. Я. Мудров поехал работать в Петербург, где вспыхнула холера.

В курсе микробиологии следует рассказать о русском враче И. А. Деминском (ученик Д. К. Заболотного), который в Прикаспийских степях боролся с чумой, но экспериментируя на животных, заразился сам и через неделю умер. Нельзя без волнения читать телеграмму, написанную им перед смертью: «Я заразился от сусликов легочной чумой. Приезжайте. Возьмите добытые культуры. Записи в порядке, все расскажет лаборатория. Труп мой вскройте — случай экспериментального заражения человека чумой. Прощайте. Деминский».

Такие примеры из истории отечественной медицины прививают учащимся любовь к профессии, Родине, убеждают в том, что служение народу, науке — это и подвиг, и постоянный поиск путей борьбы со страшными болезнями, что медик всегда на переднем крае борьбы за жизнь.

Большое значение в достижении поставленной цели имеет использование на уроках художественной литературы. Почему бы не вспомнить слова А. П. Чехова: «Сердце лечат сердцем. Медиков благодарят за подлинно человеческое отношение к больному, за то, что они лечат и сердцем своим, открытым для больного настежь».

Художественную литературу можно использовать не только на уроках, но и провести по ней диспуты, организовать тематические вечера. Интересным может быть диспут «Образ медицинского работника в художественной литературе» (по книгам «Иван Иванович», «Дружба» и «Дерзание» А. Коптяевой, «Открытая книга» В. Каверина, «Самое дорогое» П. Бейлина, «Доктор Вера» Б. Полевого и т. д.).

Воспитание у учащихся любви к избранной профессии во многом зависит от классного руководителя. Одна из форм его работы — воспитательный час. Классный руководитель может пригласить на него выпускников училища, рассказать как они трудятся, поделиться накопленным опытом.

На одном из первых занятий можно зачитать отрывок из речи писателя Бориса Полевого на вечере молодежи в одном из медицинских вузов страны: «Еще во времена глубокой древности у греков, а потом и у римлян самым большим военным преступлением считалось убить врача, даже если он из враждебного лагеря. Людей, которые убивали врача, публично казнили, какими бы храбрыми воинами они не были. В этом — безграничное уважение, которое всегда питали к представителям медицинской профессии».

Большую роль в воспитании будущих специалистов призваны сыграть медицинские журналы и «Медицинская газета». Чтение и обсуждение публикуемых в них материалов вызывают интерес к медицине, а пример заслуженных работников будит стремление стать похожими на них.

Большое значение имеет работа предметных кружков, которые пробуждают у учащихся интерес к науке, желание углубить знания, помогают полюбить не только предмет, но и избранную профессию.

Когда проводится «последний звонок», следует вновь пригласить врачей, лучших фельдшеров, акушерок, чтобы они поделились своими мыслями, своим опытом. Это последнее воспитательное мероприятие также должно быть тщательно продумано, как и вручение дипломов, на котором выпускники дают торжественное обещание, клятву медика.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить