А. Ю. Пащук, М. И. Быстрицкий. Первая медицинская помощь при автодорожных травмах. Рецензия.

А. Ю. Пащук, М. И. Быстрицкий. Первая медицинская помощь при автодорожных травмах. — М.: Медицина, 1986. — 31 с.

Второе издание рецензируемой книги выпущено как учебное пособие по оказанию первой медицинской помощи. По замыслу авторов, оно предназначено для широкого круга читателей, но может с успехом использоваться и учащимися медицинских училищ — будущими фельдшерами. Ведь рост автопарка в стране не может не сопровождаться ростом как числа дорожно-транспортных происшествий, так и дорожно-транспортного травматизма.

В введении сказано, что задачей водителя, ставшего участником или даже свидетелем несчастного случая на дороге, является не только скорейшая транспортировка пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, но и оказание ему посильной медицинской помощи — как на месте происшествия, так и в пути следования. Невыполнение этого главнейшего и гуманнейшего правила может сделать бесперспективной всю последующую работу врачей и среднего медицинского персонала.

Последующие разделы рассматриваемой книги учат читателей правильно извлекать пострадавших из поврежденного (с деформированным кузовом, заклиненными дверными проемами) автомобиля, укладывать его, переносить с места на место. Приведены основные правила десмургии, транспортной иммобилизации при переломах костей, временной остановки кровотечения, а также борьбы с травматическим шоком и оживления (реанимации).

Книга хорошо иллюстрирована, что является несомненной заслугой авторов. На 41 хорошо выполненном рисунке изображены практически все этапы оказания первой медицинской помощи пострадавшему на дороге. На с. 5 приведен рисунок с изображением дорожных знаков 6.1. и 6.2. — символов пункта первой помощи и больницы. На этой же странице, по нашему мнению, было бы целесообразно дать и изображение таблички с красным крестом в синем круге, устанавливаемой, как известно, на ветровом стекле автомобиля, за рулем которого находится медицинский работник.

К сожалению, книга не лишена ряда недостатков.

На с. 24 приведены правила временной остановки кровотечения. Здесь сказано, что артериальное и венозное кровотечение требует немедленного наложения жгута выше места ранения. Это неправильно — при остановке венозного кровотечения целесообразнее либо произвести максимальное сгибание травмированной конечности, либо использовать давящую повязку с большим количеством перевязочного материала. Применять же жгут Эсмарха или закрутку из подручных средств (ремней, пояса, бинтов и пр.) можно лишь в исключительных случаях — при сильных артериальных кровотечениях.

На с. 25 приведено максимально допустимое время наложения кровоостанавливающего жгута — от 1,5 ДО 2 ч. При этом требуется обязательное уточнение: в летнее время года. Зимой же указанный срок следует обязательно сократить до 1 ч.

На с. 27 описана клиническая картина травматического шока. Причем сразу же со второй фазы — торпидной. Ни слова не сказано о том, что непосредственно после травмы у подавляющего большинства пострадавших развивается кратковременная (от нескольких до 10—15 мин) эректильная фаза, сопровождающаяся не угнетением, а возбуждением центральной нервной системы. Эта погрешность, на наш взгляд, самая серьезная в книге: нераспознавание шока в его эректильной фазе (а следовательно, и неправильно избранная тактика оказания помощи) является частой диагностической ошибкой.

Книгу завершает доброе напутствие авторов как автолюбителям, так и шоферам-профессионалам. В нем написано, что правильно выбранная скорость движения по дорогам, внимательность за рулем, соблюдение безопасной дистанции и других — как писаных, так и неписаных правил — помогут избежать несчастий и иных трагических случайностей.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить