Биология. Рецензии

Биология. Под ред. В. Н. Ярыгина.— М.: Медицина, 1987.— 448 с— Ил.— Тираж 100 000.

Рецензируемый учебник написан коллективом авторов (В. Н. Ярыгин, И. Н. Волков, В. И. Васильева, В. В. Синелыцикова, И. И. Козлова) в соответствии с программой, утвержденной Минздравом СССР для учащихся медицинских училищ. Учебник включает основные разделы науки о биологической форме движения материи: 1-я глава — «Сущность, происхождение и уровни организации жизни», 2-я — «Молекулярный и клеточный уровни организации жизни. Биология клетки», 3-я — «Онтогенетический уровень организации жизни. Биология организма», 4-я — «Популяционно-видовой уровень организации жизни. Закономерности эволюции органического мира», 5-я — «Биоценотический уровень организации жизни. Основы экологии», 6-я — «Паразитизм как экологическое явление», 7-я — «Биосфера и человек».

Содержание 3, 4, 6, 7-й глав имеет выраженную медицинскую направленность и коррелирует с вузовской программой по биологии.

Значительная часть учебника посвящена общей и медицинской генетике и индивидуальному развитию. Знание этих разделов необходимо среднему медицинскому работнику любой специальности. Следует отметить хорошо написанный и имеющий общебиологический интерес раздел «Генетика и селекция» (с. 263—269).

В учебнике достаточно полно отражены общебиологические закономерности живых систем и сделана их экстраполяция на организм человека как биосоциальный объект практической медицины. Каждая глава учебника включает методические описания практических работ. Такие методические рекомендации в учебнике даны для 10 практических занятий.

После изложения каждой темы учебника следуют контрольные вопросы «Проверьте себя», цель которых — способствовать развитию у учащихся самостоятельности при анализе изученного материала. Учебник насыщен хорошо подобранными и демонстративными иллюстрациями и таблицами, например табл. 7 «Витамины и их роль в организме» (с. 84—86), рис. 117 «Структура биогеоценоза»  (с. 323), рис. 120 «Соотношение смертности от различных причин среди курящих и некурящих (с. 328) и др.

В учебнике имеется ряд неточностей и упущений. Приведем некоторые из них. На с. 117 неверно указано, что идеалистические взгляды Аристотеля дали начало эпигенезу (материалистическому учению) — одной из общих теорий развития. К. Ф. Вольф — один из первых апологетов теории эпигенеза — представлен в учебнике как основатель витализма. Как известно, именно идеалистическая теория витализма была сформулирована Гансом Дришем на основании учения Аристотеля об энтелехии.

Следует считать неправильным положение авторов о том, что только «при половом размножении создаются условия для эволюции видов» (с. 92). В биосфере существует и эволюционирует множество агамных видов, размножение которых осуществляется бесполым путем.

В 6-й главе не отражен вклад в медицинскую науку акад. К. И. Скрябина — основателя советской гельминтологической науки. Лишь упоминается разработанный им метод девастации (с. 343). Следовало бы наряду с портретом акад. Е.Н. Павловского (с. 340) поместить портрет К. И. Скрябина.

В целом рецензируемому учебнику биологии следует дать высокую оценку. Он послужит основой для оптимизации преподавания медицинской биологии и генетики в средних медицинских учебных заведениях.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить