Оборудование временных сельскохозяйственных аэродромов (вертодромов) и организация авиационно-технических работ

Оборудование временных сельскохозяйственных аэродромов

Самолеты и вертолеты часто используются в сельскохозяйственном производстве для авиахимических работ, в основном для внесения минеральных удобрений и пестицидов.

Использование авиации резко увеличивает производительность труда при этих работах, высвобождается большое число рабочих рук; при этом меньше людей контактируют с ядовитыми химическими веществами.

В России ежегодно с воздуха обрабатывается более 100 млн. гектаров сельскохозяйственных и лесных угодий. Этим сегодня занимаются большое число пилотов и техников сельскохозяйственной авиации, ставших надежными партнерами тружеников полей в борьбе за высокие урожаи.

Технология авиационно-химических работ имеет ряд особенностей, основной из которых является необходимость подготовки специально оборудованных аэродромов (вертодромов). Сельскохозяйственные аэродромы и вертодромы должны иметь необходимое оборудование для соблюдения экипажем правил личной гигиены и охраны окружающей среды при выполнении авиационно-химических работ. Кроме того, важными моментами являются обеспечение санитарно-гигиенических условий труда, питания, санитарно-бытового обслуживания членов экипажа в местах их проживания. Это обусловлено специфическими особенностями их труда и быта: 1) выполнением большого числа посадок в течение рабочего дня (50 на самолете и 65 на вертолете); 2) полетами на малых высотах (5—10 м от поверхности растений при нанесении пестицидов и 10— 30 м — при внесении минеральных удобрений); 3) полетами повышенной сложности (над пересеченной местностью, высоковольтными линиями, лесополосами, лесными массивами); 4) возможностью воздействия ядовитых факторов производственной среды; 5) особым режимом труда при использовании пестицидов (работа в ранние утренние и вечерние часы, до появления восходящих потоков воздуха); 6) постоянной переменой жилищно-бытовых условий, условий приема пищи, что связано с передислокацией из одного хозяйства в другое; 7) продолжительным проживанием в отрыве от базового аэропорта, дома, семьи.

Увеличение объема авиационно-химических работ неизбежно влечет за собой расширение сети аэродромов и вертодромов. Все это требует от медицинских работников, обслуживающих экипажи, в первую очередь от фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов, знаний о современных санитарно-гигиенических требованиях в этой особой области сельскохозяйственного производства.

Сельскохозяйственные аэродромы и вертодромы делятся на постоянные и временные. Постоянные имеют взлетно-посадочную полосу (ВПП), загрузочную и дегазационную площадки с искусственным покрытием, здания капитальной постройки. Их проектирование и строительство осуществляется в соответствии с действующими типовыми проектами. Такие аэродромы и вертодромы эксплуатируются в любой период года, так как на них предусмотрены служебные и санитарно-технические сооружения для безопасной эксплуатации самолета или вертолета, приготовления рабочих растворов пестицидов и загрузки их в баки на воздушных судах.

Временные аэродромы организуются на один оперативный сезон, никаких постоянных сооружений не имеют и после окончания авиахимических работ используются под посев сельскохозяйственных культур после дегазации почвы загрузочной и дегазационной площадок и места временного хранения пестицидов.

В настоящее время эксплуатируются также постоянные сельскохозяйственные аэродромы (вертодромы), сооруженные по упрощенным типовым проектам, т.е. имеющие только ВПП и иногда склады для хранения минеральных удобрений с отделениями для пестицидов до 20 т. Однако эксплуатация этих аэродромов требует решения тех же санитарно-гигиенических вопросов, как и в случае временных.

Как уже отмечалось, основными элементами аэродрома является ВПП, загрузочная и дегазационная площадки. Предусматриваются также служебно-бытовые помещения и санитарно-технические устройства. На загрузочной площадке производятся приготовление рабочих растворов пестицидов, подготовка минеральных удобрений, загрузка их в воздушные суда. Дегазационная площадка оборудуется для очистки и мойки самолета (вертолета) в конце рабочего дня.

Временные сельскохозяйственные аэродромы (вертодромы) должны быть полностью оснащены санитарно-техническим оборудованием, обеспечивающим условия для безопасного выполнения полетов, приготовления рабочих растворов, загрузки их в самолеты и вертолеты, но все это сооружения временные и устанавливаются заказчиком перед прилетом самолета или вертолета. Их размещение на временном аэродроме должно соответствовать санитарным требованиям (см. рисунок).

Схема временного аэродрома

Загрузочная площадка размером 40X40 м с уплотненным грунтом размещается на расстоянии 25 м от боковой полосы безопасности ВПП и 50  м  от  дегазационной  площадки. На площадке устанавливают металлические емкости для приготовления рабочих растворов пестицидов и хранения воды. Приготовление рабочих растворов и их загрузка в баки самолетов должны быть максимально механизированы. На загрузочной площадке хранят нейтрализующие средства (хлорную известь, кальцинированную соду), используя их в случае проливания или просыпания пестицидов.  Площадка должна  находиться не ближе 2000 м от берегов рыбохозяйственных водоемов и 200 м от животноводческих и птицеводческих ферм, водоисточников, мест хранения фуража, выпаса скота, посевов овощных и бахчевых культур.

Дегазационную площадку размером 30x30 м размещают на расстоянии 25 м от боковой полосы безопасности ВПП и 50 м от загрузочной площадки. Грунт ее хорошо утрамбовывают, спланировав сток к центру, где закапывают металлическую емкость вместимостью 1,5—2 м3 для сбора и нейтрализации смывных вод, содержащих ядохимикаты. На расстоянии 50 м от дегазационной площадки оборудуется место для стоянки самолета или вертолета, иногда место стоянки вертолета может быть совмещено с дегазационной площадкой.

Кроме того, на аэродроме (вертодроме) устраивается временное помещение (вагончик) для обогрева, отдыха и приема пищи членами экипажа, которое размещается на расстоянии не менее 200 м от загрузочной площадки. Помещение оборудуется столом, скамейками; в холодный и переходные периоды года оно должно отапливаться. На расстоянии 75 м от загрузочной площадки (на пути следования к уборной) или в помещении (вагончике) устанавливают рукомойник с мылом и полотенцем, здесь же можно разместить емкость с питьевой водой, поскольку перед тем как напиться воды необходимо вымыть руки и прополоскать рот. Питьевую воду содержат в специальных бачках с кранами или фонтанчиками. На временном аэродроме допускается хранение питьевой воды в деревянных бочках, оборудованных фонтанирующими устройствами. Хранение питьевой воды в бидонах из-под молока в наименьшей мере отвечает гигиеническим требованиям, соблюдение которых является необходимым (ГОСТ 2874—82 «Вода питьевая»). Воду из колодцев для питья следует кипятить.

На расстоянии не более 20 м от вагончика устраивают летний душ (при использовании вагончиков промышленного образца душ предусмотрен в вагончике). Не ближе 25 м от этого помещения оборудуют навес для проветривания спецодежды и других средств защиты, используемых при работе с химикатами. Место для хранения спецодежды можно выделить и в вагончике.

Одним из важных условий при организации авиационно-химических работ является санитарно-бытовое обслуживание членов экипажа как на аэродроме, так и в местах проживания. В него входят обеспечение экипажей жилыми помещениями, 4-разовым горячим питанием, создание условий для нормального предполетного отдыха, соблюдение правил личной гигиены, а также проведение культурного досуга в свободное время. Каждому члену экипажа следует предоставлять отдельную изолированную комнату (в гостинице, общежитии, в малонаселенной квартире). Ночной предполетный отдых должен длиться не менее 7 ч в сутки. При отсутствии на аэродроме летнего душа в месте проживания следует обеспечить условия для ежедневного мытья всего тела после окончания рабочего дня.

Питается экипаж, как правило, в столовой. Суточная калорийность рациона должна составлять не менее 3200—3400 ккал. В пищевой рацион включают мясные и молочные блюда, крупы (гречневая, рисовая), молочные продукты, сливочное и растительное масло, овощи, фрукты, зелень. Особое значение придается предполетному завтраку (4—5 ч утра), калорийность которого должна составлять 10—15 % суточного рациона (бутерброд с сыром, брынзой, маслом, 1—2 стакана чаю, яйцо вкрутую, помидор или свежий огурец, зелень). В предполетное меню не включают богатые жирами продукты (свинина, баранина, птица), а также бобовые, ячменную и овсяную крупы, кукурузу, репу, брюкву, дыню, квас.

Санитарное состояние пищеблока, качественный и количественный состав пищи постоянно контролируют санитарный врач и фельдшер. Принимать пищу на аэродроме разрешается при условии оборудования помещения (вагончика) столом, скамейками, рукомойником и размещения его на расстоянии не менее 200 м от загрузочной площадки. При организации контроля за условиями питания необходимо проверять соблюдение членами экипажа и сельскохозяйственными рабочими правил личной гигиены (мытье рук с мылом, полоскание рта и т. п.), а также санитарное состояние помещения. Пища на оперативные точки должна, как правило, доставляться в пищевых термосах.

К числу основных условий, дающих право выполнять полеты, относятся хорошее самочувствие экипажа и нормальный предполетный отдых, которые контролируются фельдшером при проведении предполетного медицинского осмотра. Он проводится в соответствии с инструкцией МГА, прилагаемой к журналу регистрации проведения предполетных медосмотров, который командир воздушного судна представляет на фельдшерско-акушерский пункт по прибытии на аэродром. Данные проведения предполетного медосмотра заносятся в журнал, который находится на фельдшерско-акушерском пункте или в другом лечебно-профилактическом учреждении на протяжении всего времени пребывания экипажа на территории обслуживания. Экипажу запрещается приступать к полетам без прохождения предполетного медосмотра и предполетного завтрака.

При посещении сельскохозяйственного аэродрома особое внимание следует уделять механизации и герметизации процессов приготовления рабочих растворов пестицидов, загрузки их в воздушные суда, использованию членами экипажа и сельскохозяйственными рабочими средств индивидуальной защиты. Необходимо проверять также соблюдение правил личной гигиены при работе с пестицидами, режим труда и отдыха, выполнение мероприятий по охране окружающей среды.

О всех выявленных нарушениях, касающихся оборудования сельскохозяйственного аэродрома, соблюдения правил работы с пестицидами, выполнения предписаний районной санэпидстанции, необходимо сообщать в данную инстанцию, а именно — врачу по гигиене труда, при его отсутствии  —  главному врачу.

Летный и технический состав, прибывший на сельскохозяйственный аэродром для выполнения авиахимических работ, должен иметь при себе удостоверение (справку) о допуске к таким работам с отметкой о прохождении обучения в базовом аэропорту. На каждом самолете должна находиться аптечка первой доврачебной помощи. Такая же аптечка комплектуется и для рабочих загрузочной бригады. Она хранится на загрузочной площадке.

Каждое воздушное судно оборудуется ковриком для очистки обуви членов экипажа при входе в грузовую кабину, а также обеспечивается моющим (дегазирующим) средством для его обработки. При выполнении авиахимических работ с применением высокоопасных пестицидов самолет (вертолет) оборудуют съемными фильтрами для очистки воздуха, поступающего в пилотскую кабину.

Через каждый час работы (10—12 полетов) экипажу предоставляется перерыв на 10 мин, после 3 ч (25 — 30 полетов) — на 1,5 ч. Продолжительность дневного перерыва между утренней и вечерней работой при использовании высокоопасных пестицидов должен быть не менее 3 ч.

Фельдшер при посещении аэродрома (вертодрома) не должен забывать о санитарном просвещении. Оно должно быть направлено на профилактику отравлений химикатами, а также на предупреждение острых кишечных заболеваний и травматизма. Рекомендуется проверять практические навыки каждого члена экипажа по оказанию само- и взаимопомощи при отравлении и травмах.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить