О преподавании физики в медицинском училище

Решения XXVII съезда КПСС, новая редакция Программы КПСС, Основы законодательства Союза СССР и Союзных республик о народном образовании ставят задачи коренного повышения эффективности профессионального образования, подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям научно-технического прогресса. В «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986—1990 годы и на период до 2000 года» указывается, что и впредь будет происходить все большее проникновение во все отрасли производства самых современных достижений науки и техники. Применение этих достижений в медицине еще более расширится благодаря успехам отечественной науки в области электроники и вычислительной техники (укажем для примера вычислительное устройство «Электроника» ДВУ 01», которое за 10 сек ставит диагноз с учетом 500 признаков недомогания), лазерной техники, применения радионуклидов и т.д.

На очередном заседании Политбюро ЦК КПСС в апреле 1986 г. при рассмотрении вопроса о совершенствовании высшего и среднего специального образования в свете решений XXVII съезда КПСС отмечено, что современный уровень обучения и воспитания не вполне отвечает задачам ускоренного освоения достижений науки и техники. В самом деле, например, анализ учебно-методической литературы по физике — одного из главных учебных предметов, способных разрешить проблему улучшения технической подготовленности выпускников медицинских училищ,— показывает, что такая направленность изучения физики раскрыта далеко не полно. Остаются еще низкими требования к уровню физико-математической подготовки и технического мышления по общемедицинским и клиническим предметам.

Наш многолетний опыт и изучение опыта работы преподавателей физики медицинских училищ Башкирии показывает, что существуют определенные возможности усиления профессионально-технической направленности преподавания физики. Физика является тем предметом, при изучении которого закладываются основы медицинского технического мышления, происходит первоначальное знакомство со специальной техникой. О наиболее эффективных и методически обоснованных путях освоения ее при изучении физики мы и расскажем в данной статье.

Изучение медицинской техники на уроках физики следует рассматривать как образовательную цель обучения физике в системе подготовки средних медицинских работников и одним из путей внедрения политехнического принципа как одного из основных признаков обучения в социалистическом обществе.

Как и любая техника, применяемая на уроке, медицинские приборы и аппараты в соответствии с дидактическими требованиями используются для демонстрации изучаемого на уроке физического явления или как оборудование физического эксперимента. Например, кимограф и сфигмограф на уроке физики служат для объяснения принципа записи механических колебаний; при этом указывается возможность использования этих приборов для записи колебательных процессов в организме человека. Такой подход к изучению этих приборов позволяет применять их на уроках физиологии на более высоком творческом уровне. В других случаях целесообразно объяснить принцип работы медицинского аппарата на основе изучаемого физического явления. Например, при изучении генератора для получения незатухающих электромагнитных колебаний познается принцип работы аппарата УВЧ-4, в частности значение терапевтического контура и его настройки при отпуске УВЧ-процедур.

Большое практическое и теоретическое значение имеет такой методический прием работы на уроке, как организация тематических выставок медицинских приборов. В организации выставок и подборе для нее приборов участвуют учащиеся, они же являются экскурсоводами-консультантами. Для выставки используются приборы из кабинетов специальных дисциплин, т. е. те, с которыми учащимся предстоит работать в процессе практического обучения. Например, при изучении основ молекулярно-кинетической теории газов организуется выставка приборов, действующих на атмосферном давлении. Это шприцы различных типов, набор пипеток, ингаляторы и пр. И если первая выставка организуется по указанию преподавателя, то желающих подготовить следующую выставку бывает много. Поэтому темы выставок и ответственные за их организацию избираются на весь учебный год, и срывов здесь не бывает. Не касаясь подробно методики организации выставок, заметим, что такая форма работы воспитывает у учащихся навыки подбора необходимых приборов не только для демонстрации на выставке, но и по общему принципу их работы, что особенно важно при разрешении комплексных медико-биологических проблем с использованием техники. По нашему мнению, такая работа является одним из эффективных способов развития у будущих фельдшеров и акушерок технического мышления. Нельзя не оценить и того, что такая форма работы позволяет учащимся получить достаточно высокие профессиональные знания по целой группе медицинских приборов. Об этом говорят данные экспериментальной проверки.

Действующей программой по физике для средних специальных учебных заведений предусмотрено изучение законов физики в отраслях, связанных с будущей профессией. Эти 8 ч посвящаются изучению вопросов: «Измерение биоконстант организма человека», «Физические основы оптических методов определения химического состава вещества», «Применение колебаний и волн различной физической природы в медицине», «Физические основы радиоизотопной диагностики». На каждом таком двухчасовом занятии рассматривается принцип работы и применения определенной группы аппаратов. На первом занятии изучаются приборы для антропометрии, вискозиметр ВК-4, урометр, медицинский термометр, на других — поляриметр, фотоэлектроколориметр, радиометры.

Известно, что определенное практическое значение в знакомстве учащихся с техникой имеют физические задачи. Поэтому следует придавать особое внимание решению таких задач, в которых раскрывается принцип работы медицинского прибора или описываются его паспортные данные. Нами составлено определенное число таких задач к каждой теме. Например:

1. Вакуум-экстрактор ЭВР-2, применяемый в акушерской практике, позволяет создавать разрежение 72 кПа. Определить силу, приложенную на плод наименьшим (№ 2) и наибольшим (№ 6) колпачками, диаметром 20 мм и 60 мм.

2. Наиболее простым вискозиметром для определения вязкости крови является капиллярный вискозиметр ВК-4. Какова вязкость крови, если из опытов известно, что путь, пройденный водой, в 4,5 раза больше, чем кровью? Табличное значение вязкости воды при 20 °С равно 0,01 Па*с.

3. Все отечественные аппараты для УВЧ-терапии работают на частоте 40,68 МГц. С каким периодом совершаются электрические колебания в контуре и какой длины волны он излучает?

4. Рабочие частоты переносного ультразвукового кардиографа «УДА-748» равны 0,9 и 1,8 МГц. При какой частоте прибор дает максимальную глубину озвучивания? (по паспорту 12 см). Ответ обосновать.

5. Малый медицинский набор пробных очковых линз предназначен для определения   величины   амеотропии глаза и состоит из 187 пробных очковых линз от ±14 до ±18 дптр. Какое фокусное расстояние имеют линзы набора?

Конкретная медицинская техника при изучении всех тем программы и предлагаемый методический прием внедрения в учебный процесс приведены в табл. 1.

Определенные возможности для усиления медицинской направленности предмета физики открывает проведение внеклассных мероприятий по знакомству с медицинской техникой. Мы, в частности, практикуем проведение тематических недель предмета и факультативные занятия по изучению медицинской техники.

Тематические недели посвящаются, как правило, целому ряду физических явлений, имеющих четко выраженную связь с медициной. Так, с большой пользой для профессиональной подготовки учащихся прошли недели предмета «Капля, капля, капля» (1980/ 81 учебный год), «Радиация и здоровье человека» (1981/ 82), «Атмосфера и жизнь на Земле»   (1982/ 83),   «Физика  и экология» (1983/ 84), «Электричество и жизнь» (1984/ 85 учебный год). В течение такой недели учащиеся работают над частной проблемой физики, определяемой темой недели и связанной с медициной. Результаты такой работы отражаются в рефератах учащихся, тематических бюллетенях и выставках.

Экспериментальная проверка различных форм факультативных занятий по физике показывает, что наиболее продуктивным является факультатив по изучению медицинской техники (табл. 2). Он проводится по типу физического практикума с той только разницей, что вместо физических приборов учащиеся имеют дело с медицинской техникой.

Следует отметить и то, что успешное внедрение медицинской техники в практику преподавания во многом зависит от ориентированности преподавателей на обучение физике с применением медицинских приборов и аппаратов. В связи с этим, начиная с 1968 г., базовое училище проводит республиканские семинары (1969, 1976, 1973, 1982 и 1985 гг.). Так, в рекомендациях семинара 1969 г. приведено минимальное число приборов, изучение которых является обязательным. Методику же изучения медицинской техники мы показываем на открытых уроках, описываем в специальных разработках, выпускаем рукописные методические сборники. В этом учебном году выйдет 4-й номер такого сборника, отражающий применение достижений НТР в свете решений XXVII съезда КПСС.

На семинарах заслушиваются выступления преподавателей педагогического и медицинского институтов, сотрудников управления «Медтехника» по различным аспектам внедрения медицинской техники в учебный процесс и в лечебную практику; кроме того, организуются экскурсии. Так, проведены экскурсии в Республиканскую клиническую больницу им. Г. Г. Куватова для знакомства с аппаратами «искусственная почка», наркозными и искусственной вентиляции легких, в Городскую больницу № 6 — с миографом-81 и 8-ка-нальным электроэнцефалографом, в Республиканский онкологический диспансер — с лазерной установкой «Яранга-1», а также с аппаратами радиоизотопной диагностики и терапии, в больницу № 13 — с эндоскопическими приборами и с барокамерой, и, наконец, в больницу №10 — с аппаратами микрохирургии глаза. В конце такой недели проводится заключительная физическая конференция или, например, «физический КВН», как это было в текущем учебном году. На конкурсе выступали команды фельдшеров и акушерок, которые наряду с физикой должны были продемонстрировать свои знания в области медицинской техники.

В заключение отметим практическую помощь, которую нам оказывает Башкирское управление «Медтехника» как в оснащении кабинета физики соответствующей техникой, так и в обеспечении училищ каталогами и проектами ЦБНТИмедпрома. Это позволяет нам вести обучение физике с использованием данных о новейших медицинских приборах и аппаратах.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить