Научная медицинская информация и ее роль в деятельности средних медицинских работников

За последние десятилетия резко возросло число научно-практических статей, монографий, книг по медицине и здравоохранению. Этот рост будет продолжаться. Как справиться с обилием фактов, открытий, гипотез, новых методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний? Как в потоке публикаций разглядеть новое, перспективное, нужное для практической работы каждого медицинского работника?

В связи с потребностью управлять лавиной новых данных возникла информатика — отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы, связанные с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, преобразованием, распространением и использованием в различных сферах деятельности. Информация (от латинского informatio — разъяснение, изложение) — это сведения, которые являются новыми для потребителя и представляют для него интерес. Информация может быть фактографической, например данные обследования больного, а может быть научной. Научную информацию отличает обобщение фактографических данных. Они проанализированы, увязаны с нашими предыдущими знаниями, обработаны статистически так, чтобы определить их надежность. Главная задача научно-информационной деятельности — своевременное, полное и целенаправленное обеспечение органов и учреждений здравоохранения, научных и учебных заведений, а также отдельных специалистов — врачей, фельдшеров, медсестер — научной медицинской информацией. Это нужно для того, чтобы представители практического здравоохранения быстрее узнавали о достижениях научно-технического прогресса в медицине, передовом опыте в лечении, диагностике, профилактике заболеваний. По отработанной технологической цепочке сведения о «новинке» проходят все необходимые этапы проверки, учитываются все противопоказания, побочное действие и многие другие нюансы, которые следует знать, применяя это новшество у постели больного. Если новые данные в таком полном виде дошли до работников практического здравоохранения и используются ими, то тем успешнее будут ускорение и перестройка в деятельности лечебно-профилактических учреждений. А если не дошли? Общество многое теряет в этом случае, так как труды порой целого научного коллектива не нашли практического применения. Дорого обходится обществу задержка с внедрением результатов научных исследований в практику, так как все новинки в конечном счете разрабатываются именно для этого этапа здравоохранения — повышения культуры и более эффективного лечебно-профилактического обслуживания больных и здоровых людей.

Информационный взрыв

Рост объема научной информации привел к так называемому «информационному взрыву»: в естествознании, физике, математике количество научных документов удваивается каждые 10—15 лет. Следствие «информационного взрыва» — информационный кризис. Его было бы неправильно понимать как взрыв «незнания». Но при недостаточной информационной культуре появляется «антиинформационный синдром», когда специалист сознательно отказывается от поиска и потребления научной информации. Информационный кризис, строго говоря,— следствие увеличения количества научных документов. Некоторые из них даже не попадают в поток публикаций и остаются известными только авторам. Кроме того, увеличивается доля времени, затрачиваемого специалистом на поиск нужной информации. Далее, не используются специалистами те возможности общения и передачи информации, которыми располагают ученые, так как информационная техника отстает от роста информации как таковой. Этот кризис преодолевает государственная система научно-технической информации, не имеющая себе равных в мировой практике по охвату всех отраслей народного хозяйства. Важной составной частью этой системы является отраслевая служба научной медицинской информации (НМИ). Как система она начала складываться в конце 50-х годов, когда был организован головной отраслевой орган НМИ — Всесоюзный научно-исследовательский институт медицинской и медико-технической информации Минздрава СССР (ВНИИМИ). В настоящее время служба НМИ является одной из ведущих в общей государственной системе научно-технической информации.

Структура отраслевой службы НМИ представлена тремя уровнями:

первый — ВНИИМИ и Государственная центральная научная медицинская библиотека СССР;

второй — Республиканский центр (отдел) НМИ, Республиканская научная медицинская библиотека, отделы НМИ головных научно-исследовательских институтов;

третий — отделы НМИ научно-исследовательских институтов, вузов и лечебно-профилактических учреждений, областные научные медицинские библиотеки, библиотеки лечебно-профилактических учреждений.

В отрасли функционирует более 450 штатных подразделений НМИ, в том числе научные медицинские библиотеки. Общая численность информационных работников в отрасли (включая библиотечных) составляет около 6,7 тыс. человек.

Нет нужды просматривать горы научных журналов, книг, особенно зарубежных: это сделают специалисты службы НМИ ВНИИМИ. Основным изданием ВНИИМИ является «Медицинский реферативный журнал» (МРЖ), который ежегодно публикует краткое изложение 50 тыс. статей по 22 разделам медицины. Рефераты (краткое изложение) статей в МРЖ — всего 12 строк. То, что наиболее интересно, публикуется дополнительно в других изданиях ВНИИМИ — экспресс-информации по 17 разделам медицины. Здесь помещаются расширенные рефераты и микрообзоры. Но они чаще представляют интерес для научных работников, хотя такие издания, как «Побочное действие лекарственных веществ», нужны любому врачу или фельдшеру, особенно если он работает самостоятельно на ФАП. МРЖ, экспресс-информация — так называемые «вторичные издания», или издания, в которых рассказывается о первоисточниках. В значительно меньшем объеме представлены самые важные данные, добытые учеными мира. Эти издания играют колоссальную роль в распространении НМИ. Так, в 1950 г. в СССР было издано 1977 книг и брошюр по медицине, в 1975 г.— 3385, или на 58 % больше. Весь этот объем нужно довести до читателя — потребителя информации, адресовать практическим врачам и средним медицинским работникам. Без вторичных изданий этого сделать не удалось бы.

Для чего нужна НМИ практическому врачу, фельдшеру, акушерке? Для совершенствования профессионального мастерства, для овладения новыми способами диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Могут ли курсы повышения квалификации заменить ежедневное или еженедельное знакомство с информацией? На этот вопрос следует ответить отрицательно. Ускорение внедрения научных достижений в практику здравоохранения требует активного поиска медиками-практиками новой информации.

Традиционные формы работы медицинских библиотек не предусматривают обеспечение фельдшеров, акушерок и медсестер, зубных врачей и рентгенотехников научной медицинской информацией. Принято считать, что врач должен заботиться о повышении профессионального мастерства, уровня знаний среднего звена. Однако такая передача невозможна без «носителей информации» — книг, брошюр, журналов. Пожалуй, самым перспективным здесь является использование таких изданий ВНИИМИ, как научные обзоры. Это тоже вид вторичного издания, но в отличие от рефератов в МРЖ и расширенных рефератов в экспресс-информации аналитический обзор содержит новое знание на уровне обобщения. Обзор, как принято считать в информатике,— результат анализа и синтеза информации. Написание и подготовка обзоров — тот самый этап, который не позволяет науке захлестнуться лавиной новых фактов, гипотез, теорий. Ежегодно ВНИИМИ выпускает несколько десятков обзоров, из которых часть предназначается для повышения квалификации специалистов. Обзоры этой рубрики представляют несомненный интерес как для врачей, так и для фельдшеров, медицинских сестер. Далеко не все рекомендации авторов обзоров можно использовать непосредственно в практике поликлиник, сельских и городских больниц. Но врач или фельдшер, знающий новости медицинской науки, всегда правильно сориентируется, куда направить больного на консультацию, какое назначить лечение на данном этапе, чтобы потом можно было с большим успехом применить последние достижения медицины.

Постоянное чтение информационных изданий позволяет медработнику строить тактику лечения, диагностики и профилактики заболеваний более гибко, учитывать большее количество преходящих моментов, индивидуализировать подход к больному, а следовательно, добиться большего успеха.

Путь повышения квалификации и профессионального мастерства как врача, так и фельдшера лежит через освоение печатной продукции органов НМИ. Органы НМИ сейчас занимаются не только изучением информационной потребности практических врачей, научных работников и среднего медицинского звена, но и формированием ее.

Изучение же информационной потребности в основном производится опросным или анкетным методом. Ответы специалистов на вопросы анкеты или интервью помогают службе НМИ совершенствовать информационное обеспечение медиков-практиков в первую очередь, так как практические вопросы информационного обслуживания научных работников можно считать решенными.

Второй метод изучения информационной потребности — карты обратной связи, которые прилагаются к какому-либо конкретному изданию. Заполнить и отослать такую карту — дело совести каждого специалиста.

Информационные потребности и пожелания читателей нашего журнала редколлегия также определяет с помощью анализа анкеты, которую мы систематически публикуем в журнале. Следует отметить, что журнал читается во всех учреждениях: от клинических институтов до фельдшерско-акушерских пунктов, от санэпидстанций до здравпунктов промышленных предприятий. Этим и объясняется многопрофильность журнала. Его читают и врачи. Постоянные и важнейшие задачи журнала — сделать его доступнее, язык изложения статей — более простым.

Говоря об информационном обеспечении работников здравоохранения, нельзя не остановиться и на таком канале информации, как медицинские книги. В стране работают специализированные центральные и республиканские издательства, выпускающие медицинскую литературу.

Приведем некоторые данные о литературе, выпущенной центральным издательством «Медицина».

Для фельдшеров, акушерок и средних медицинских работников различных специальностей в издательстве «Медицина» в 1984—1985 гг. вышли в свет и находились в открытой продаже учебники — 30 наименований, справочная литература — 4, «Библиотека среднего медицинского работника» — 30, научно-популярная и массовая литература — 27, литература исполкома СОКК и КП СССР — 33.

Определенный интерес для фельдшеров и акушерок может представлять и «Библиотека практического врача». Так, например, в этой серии в 1986 г. вышла книга канд. мед. наук, члена редколлегии журнала «Фельдшер и акушерка» Р. С. Гаджиева «Фельдшерско-акушерский пункт», которая представит несомненный интерес для всех средних медработников.

Формированию марксистко-ленинского мировоззрения, высоких коммунистических принципов нравственности у широкого круга медицинских работников способствуют опубликованные в последние годы книги Г.И. Царегородцева, В. П. Петренко, О. П. Щепина, И.Т. Фролова и др.

Привлекла внимание медицинской общественности недавно вышедшая монография Ю. П. Лисицына и соавт.

«Медицина и гуманизм», которая является одним из наиболее интересных исследований гуманистических проблем медицины, психологических и нравственных вопросов деятельности медицинских работников. В условиях НТР гуманистическое решение актуальных проблем народного здравоохранения во многом определяется социальной и профессиональной ответственностью ученых, врачей и средних медицинских работников за результаты своей деятельности и ускорение внедрения их в практику.

На сегодняшнем этапе развития общества использование научной информации становится актуальным в любой сфере деятельности, а особенно в медицине, где речь идет о здоровье советских людей. Высокая информационная культура позволит специалисту-медику (а их в настоящее время работает свыше 1 млн. 170 тыс. врачей, 3 млн. 200 тыс. средних медицинских работников) оптимально использовать свой творческий потенциал.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить