Вопросы гигиены при организации полевых работ

В настоящее время в сельском хозяйстве внутри механизированной бригады хозяйства создаются специализированные функциональные комплексы, отряды, звенья по посеву, уборке и вспашке. Каждый такой комплекс состоит из основных (производственных) и вспомогательных звеньев.

В состав вспомогательных входят звенья технического и культурно-бытового обслуживания. Первое призвано обеспечить безотказную работу всех средств механизации, второе обеспечивает нормальный отдых, питание и коммунально-бытовое обслуживание, механизаторов в полевых условиях. Эти два звена по существу и развертывают передвижной полевой стан, который способен перемещаться по полям вместе с уборочно-транспортным комплексом, участвующим в уборке.

При современной организации полевых работ передвижной полевой стан имеет ряд преимуществ перед постоянным. Во-первых, имеется возможность более оперативно провести техническое обслуживание и мелкий ремонт техники непосредственно на рабочем участке агрегатов. Во-вторых, обеспечение механизаторов кратковременным межсменным отдыхом, коммунальными услугами и питанием непосредственно в поле позволяет избежать лишних проездов и сэкономить драгоценное время, уменьшить травматизм, защитить людей от ненастной погоды.

При развертывании передвижного полевого стана весьма важно правильно выбрать место для него, спланировать территорию.

Место под стан следует выбирать на участке с невспаханной непылящей почвой. Земельный участок должен быть сухим, достаточным по своим размерам (не менее 0,5 га), иметь удобный рельеф со склонами для стока дождевых и талых вод. По возможности в весенние и осенние дни передвижной стан желательно располагать вблизи полезащитной лесной полосы с подветренной стороны, чтобы защищать от ветров.

Территорию передвижного стана обычно разбивают на 2 зоны: хозяйственно-производственную и жилую.

В хозяйственно-производственной зоне развертывается звено технического обслуживания в следующем порядке: ближе к жилой части — автоводовоз, дальше — агрегат тех-ухода АТУ-А, два подменных комбайна, походная мастерская ГОСНИТИ в комплекте со сварочным агрегатом. Еще дальше — автозаправщик, стоянка для автомашин. Ширина санитарного разрыва между хозяйственно-производственной и жилой частью должна быть не менее 50 м. Кроме того, по отношению к жилой зоне хозяйственно-производственная часть должна размещаться с подветренной стороны и иметь уклон в сторону от жилой застройки.

В жилой зоне фасадная линия должна отводиться для размещения передвижного вагончика, оборудованного спальными местами и бытовыми помещениями (сушилка, умывальник и пр.). Ближе к производственной зоне размещается автостоловая, которая может быть представлена в различных вариантах (вагон-кухня с откидным навесом, прицеп-столовая без кухни, вагон-столовая без кухни). На расстоянии не менее 25 м от столовой и в стороне от жилой зоны устраивают 2—3 полевых ровика (канавы) для сбора и обезвреживания нечистот. Перед переездом на новый участок полевые ровики необходимо закапывать. Неподалеку от столовой размещают передвижную душевую установку (если душа не имеется в составе бытового вагончика) и летние умывальники с учетом направления склона местности, чтобы стоки отводились в сторону от объектов. Ближе к жилой зоне выделяется площадка для стоянки автотранспорта.

Предлагаемый нами вариант планировки передвижного полевого стана позволяет обеспечить максимальную тишину и нормальные санитарные условия для членов комплекса во время кратковременного межсменного отдыха и сна.

С гигиенической точки зрения каждое звено бытового обслуживания должно иметь два отдельных передвижных вагончика: один, оборудованный местами для сна, а другой — для приема пищи и досуга. В настоящее время промышленностью выпускаются вагончики различных конструкций. К сожалению, в вагончиках промышленных образцов, как и кустарного изготовления, не удается создать оптимальные условия микроклимата и возможно также загрязнение воздуха в помещениях вредными химическими веществами, которые выделяются из полимерных строительных материалов. Следовательно, при изготовлении вагончиков необходимо предусматривать достаточное удельное термическое сопротивление ограждений, автономное отопление, возможность проведения сквозного проветривания. В случае необходимости санитарная служба обязана проводить исследование воздуха вагончиков на выявление вредных химических веществ. На полевых станах в жаркие летние дни вагончик следует расположить так, чтобы его длинная ось была сдвинута от линии север—юг на 45° по часовой стрелке. При таком расположении окна вагончика будут выходить на юго-восток, в результате чего он будет меньше перегреваться на солнце.

Питание механизаторов посевного, уборочно-транспортного комплексов на передвижном стане может осуществляться в двух вариантах. Первый рекомендуется обычно уборочно-транспортному комплексу, имеющему в своем составе звено бытового обслуживания со штатом 2—3 поваров. Звено располагает передвижной кухней-столовой, повара на месте готовят горячую пищу и обеспечивают 2—3-разовым питанием всех членов комплекса. Основными задачами при такой организации питания является создание необходимых санитарных условий для хранения суточного запаса продуктов, приготовления и приема пищи.

Второй вариант используют, когда трудно организовать приготовление пищи в полевых условиях. При этом звено располагает лишь передвижной столовой (без кухни) и готовая горячая пища доставляется из столовых центральных усадеб, сезонных столовых или столовых постоянных полевых станов. Основными задачами при такой организации питания являются сохранение биологической ценности блюд во время транспортировки и создание хороших санитарных условий при транспортировке и во время приема пищи.

Если в комплексе или отряде занято небольшое число людей (от 15 до 25 человек), особенно при посеве или вспашке, в его составе обычно отсутствует передвижное звено культурно-бытового обслуживания. В таких случаях для культурно-бытового обслуживания членов агрегатов закрепляется постоянный полевой стан.

Работники стана для доставки готовой пищи к работающим агрегатам используют закрепленный за ними автомобиль. Механизаторы принимают пищу на открытом воздухе. С гигиенической точки зрения это менее совершенная форма — предпочтение следует отдавать благоустроенным передвижным звеньям, имеющим в своем составе вагончики.

Наш опыт показал, что при такой организации удается создать удовлетворительные гигиенические условия обслуживания рабочих на передвижных полевых станах.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить