Антиалкогольное гигиеническое воспитание в школе

В утвержденных Главным санитарно-эпидемиологическим управлением Минздрава методических рекомендациях отмечается, что одной из актуальных социально-гигиенических задач является профилактика употребления алкогольных напитков в детском и подростковом возрасте.

В возникновении ранней алкогольной мотивации значительную роль играют установки взрослых и их личный пример.

Важнейшими условиями гигиенического воспитания школьников должны быть его целенаправленность, систематичность и дифференцированность в зависимости от возрастных психофизиологических особенностей, уровня учебно-познавательной деятельности и развития ребенка. На каждом последующем этапе обучения объем знаний должен дополняться, уточняться, аргументироваться в соответствии с возрастом.

Антиалкогольное воспитание учащихся является органичной частью идейно-нравственного воспитания. Оно начинается с дошкольного возраста и непрерывно расширяется и углубляется.

Постепенное формирование нравственных представлений школьников должно происходить не только в процессе общевоспитательной работы, но и непосредственно на уроке. Сведения, полученные на уроках, должны закрепляться, дополняться и углубляться во время внеклассной работы (массовой, групповой и индивидуальной).

Учитывая, что для детей младшего школьного возраста очень характерно подражательное поведение, для правильной ориентации их в отношении алкоголя имеет большое значение алкогольный статус ближайшего окружения. Поэтому в санитарно-просветительной работе среди взрослых, окружающих ребенка, важно предусмотреть работу по оздоровлению микросреды в плане употребления алкогольных напитков, что является необходимым условием для начала формирования отрицательного отношения ребенка к их употреблению. Дети данного возраста должны усвоить общее положение: «Алкоголь — это плохо». Для этого в доступной для ребенка форме следует дать сведения о напитках, содержащих алкоголь, и объяснить, что алкоголь действует на все живые организмы. Можно продемонстрировать опыты по действию алкоголя на растения (в курсе природоведения), рассказать о поведении щенят и котят, если им дать немного спиртного. Дети должны знать, что опасен прием небольших доз алкоголя, что даже однократное его употребление может привести к тяжелым последствиям. Школьникам необходимо объяснить особый вред алкоголя для растущего организма ребенка.

В беседах со школьниками младшего возраста печатные материалы могут быть использованы как дополнение к живому слову учителя, медицинского работника. Целесообразно также использовать кинофильмы, рисунки, плакаты и т. п.

Школьники средних классов обычно уже стремятся выглядеть взрослыми, для чего подражают их поведению. Это может быть подражение не только положительному, но и общественно-отрицательному поведению взрослых — курение, употребление алкогольных напитков, совершение правонарушений.

Существует мнение, что именно в подростковом возрасте в ряде случаев формируется начальная стадия алкогольной зависимости, имеющая сугубо специфический характер, так как проявляется в условиях общения с другими подростками («стадия групповой алкогольной зависимости»).

Поскольку именно в этом возрасте происходит интенсивное накопление и осмысление полученных знаний, очень важно закрепить у школьников отрицательное отношение к алкоголю, расширяя и углубляя их знания о его свойствах, действии на организм, возможных последствий употребления и т. д.

Содержание антиалкогольного воспитания должно опираться на уже полученные школьниками знания по биологии, физике, химии, истории и пр. Подросток должен усвоить, что алкоголь — нервный яд, и выработать правильное отношение к нему.

В работе со школьниками этого возраста ведущим остается живое слово (лекция, беседа, дискуссия, викторина и др.), которое должно дополняться наглядными материалами (слайды,   выставки, плакаты, кинофильмы).

Памятки, буклеты, брошюры используются для индивидуальной работы, а также закрепления пройденного материала. Следует использовать также санитарные бюллетени. Необходимо помнить, что антиалкогольная работа должна проводиться систематически.

В старшем школьном возрасте отношение к употреблению алкоголя уже, как правило, сформировано. Основное внимание здесь должно уделяться пропаганде здорового образа жизни и разъяснению последствий вредного воздействия алкоголя не только на самих молодых людей, но и на потомство.

В этом возрасте следует больше ориентироваться на индивидуальную форму воздействия, поэтому прежде всего используются печатные материалы (книги, брошюры, журналы и др.). Но это не исключает применения изобразительных средств, воздействующих эмоционально. Просмотренные кинофильмы, телепередачи и др. рекомендуется в последующем использовать в беседах и обсуждениях как на уроках, так и во внеклассной работе. Рекомендуется также проведение лекций, семинаров и дискуссий, вечеров вопросов и ответов.

Наиболее действенной формой работы с родителями являются выступления на родительских собраниях.

На общешкольных собраниях следует сообщать сведения о действии алкоголя на детский и подростковый организм, о нравственной и правовой ответственности взрослых за приобщение детей к употреблению алкогольных напитков, о ведущей роли семьи в формировании у детей установки на трезвость.

На классных родительских собраниях рекомендуется давать более конкретную информацию: сведения о психофизиологических особенностях детей данного возраста, о возможностях познавательной деятельности этой возрастной группы детей, об уровне социальной адаптации и о возможных причинах и условиях употребления алкогольных напитков.

Особое внимание следует уделять работе (в частности, индивидуальной) с семьями, где часто употребляют алкогольные напитки.


 

 

Вы можете ознакомиться с похожими статьями:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить