Санитарное просвещение в профилактике венерических болезней

До Великой Октябрьской социалистической революции среди трудящихся Таджикистана господствовала нищета, общая и санитарная неграмотность. Народ находился во власти религиозных предрассудков, искусственно поддерживаемых духовенством. Это способствовало распространению различных болезней: оспа и корь уносили в могилу тысячи детей, сотни оставались на всю жизнь калеками; широко были распространены паразитарные, заразные, кожные, а также венерические болезни.

Развивать дело советской медицины после установления Советской власти пришлось на пустом месте. На первых порах медицинскую помощь населению начали оказывать военные врачи и фельдшера, прибывшие с частями Красной Армии. Они же стали проводить первые беседы на санитарно-гигиенические темы. Тогда на территории Таджикистана еще действовали банды басмачей, поэтому врачам и фельдшерам приходилось работать, имея под руками оружие. Становлению здравоохранения и налаживанию пропаганды санитарно-гигиенических знаний противодействовали баи и мусульманское духовенство. Под их влиянием население отказывалось лечиться у врачей, уклонялось от санации очагов инфекции и других профилактических мероприятий.

Со дня провозглашения Таджикской АССР (1924), а затем Таджикской ССР (1929) при постоянной помощи местных советских и партийных органов медики неутомимо трудились над организацией бесплатной, общедоступной и квалифицированной медицинской помощи. Наряду с созданием сети лечебно-профилактических учреждений они вели санитарную пропаганду среди населения. Особое внимание уделялось заболеваемости населения венерическими болезнями и пропаганде мер борьбы с ними. В этой работе активное участие принимал большой отряд медицинских работников среднего звена — фельдшера, акушерки, медицинские сестры. Среди них были такие ветераны, как фельдшерицы П. Л. Салашная, С. А. Панкратова, Н. И. Некрасова и др. К числу зачинателей дела борьбы с кожными и венерическими болезнями в республике надо отнести также фельдшеров Насенкова, Романовича, Гусакову, Павлову, Сорокину, Могутнова, Рогова и многих других. Они целенаправленно занимались санитарно-просветительной работой — вели беседы как в семьях, так и на приемах. С повышением уровня культуры и грамотности населения шире стали использовать печатный и наглядный метод. В 30-е годы санитарное просвещение становится уже массовым. Большую помощь в этой очень важной работе врачам и фельдшерам оказали учителя и переводчики. Огромная профилактическая, в том числе санитарно-просветительная и лечебная, работа позволила еще до Великой Отечественной войны резко сократить заболеваемость венерическими болезнями. Но все же эти болезни и теперь порой встречаются. Заболеваемость поддерживается легкомысленным, а иногда и аморальным поведением отдельных молодых людей. В связи с этим санитарно-просветительная работа по профилактике венерических заболеваний продолжается, в ней по-прежнему активно участвуют  фельдшера и акушерки.

Естественно, задачи, методы и средства этой работы теперь совсем иные, чем в первые годы Советской власти. Задана санитарно-просветительной работы по этим вопросам прежде всего заключается в том, чтобы научить молодых людей вести здоровый образ жизни, исключающий легкомысленные и аморальные поступки в интимной жизни. Лекции и беседы, специально посвященные профилактике только венерических болезней, проводят преимущественно медицинские работники дерматовенерологических, а также акушерско-гинекологических учреждений. Средние медицинские работники (в Таджикистане по данным на 1/ 1 1983 г. действуют 341 фельдшерский здравпункт и 1225 фельдшерско-акушерских пунктов, где работает свыше 5 тыс. фельдшеров и акушерок) должны говорить о венерических заболеваниях и мерах их профилактики при проведении санитарно-просветительных мероприятий (беседы и занятия в школах материнства, народных университетах здоровья, курсовое гигиеническое обучение отдельным профессиям и т.д.). Так, акушерки обязательно должны разъяснять вопросы гигиены половой жизни молодым женщинам. Особо важно подчеркнуть недопустимость случайных половых связей, рассказать о первых признаках сифилиса и гонореи, указать на необходимость немедленного обращения за медицинской помощью при подозрении на заражение, объяснить вред самолечения, отметив, что самое главное — добиться полного выздоровления, что невозможно при самолечении.

На занятиях в школах беременных акушерки должны разъяснить следующий момент: строение женских половых органов таково, что заразившаяся женщина не всегда может заметить первый признак сифилиса — твердый шанкр. Кроме того, сифилис имеет явные и скрытые периоды течения. Поэтому у всех беременных проводится специальное исследование крови — реакция Вассермана. Важно подчеркнуть, что в случае выявления сифилиса беременную нужно обязательно лечить, чтобы ребенок родился здоровым. Врожденный сифилис — тяжелое и опасное заболевание. Поэтому каждая беременная, заботясь о своем еще не родившемся младенце, не должна уклоняться от такого исследования, а в случае необходимости — и от лечения.

Беременных надо предупреждать, что в родильном доме новорожденным проводят профилактику бленнореи. После родов некоторые неопытные мамаши, не понимая, почему у ребенка зажмурены глазки, начинают насильно их раскрывать пальцами. Акушерка обязательно должна пресечь такие «манипуляции», объяснить родильницам, что делать это вредно — цвет глаз ребенка каждая увидит через 2—3 дня.

Рассказывая об уходе за ребенком и затем посещая его на дому, акушерка и патронажная медсестра должны обратить внимание на гигиеническую обстановку в семье, в частности, где спит малыш. Бытовых заражений сифилисом и гонореей у нас практически нет. Однако в случае появления в семье больного в заразной стадии сифилиса или больного гонореей, а также при несоблюдении санитарных правил ребенка можно заразить. Не лишне разъяснять это взрослым членам семьи. Среди других контингентов населения в смешанных по полу аудиториях средним медицинским работникам разбирать эти вопросы не рекомендуется.

В беседах со старшими школьниками (обязательно в однополой аудитории) нужно давать понятие о венерических болезнях, указывать на главную меру их профилактики — здоровый образ жизни. При встречах с учащимися профтехучилищ, техникумов, а также вузов такие вопросы следует раскрывать более широко. Необходимо остановиться на возбудителях болезни, источниках заражения, первых признаках заболевания, при этом следует разъяснять, что иногда эти признаки заболеваний особенно женщина может пропустить. Поэтому следует разъяснить характер течения сифилиса (наличие скрытых периодов) и гонореи (хроническое течение).

По вопросам, касающимся венерических заболеваний, фельдшеру или акушерке разговаривать с населением порой бывает сложно: вопрос связан с интимной стороной жизни, он все еще во многих местах считается «стыдным», поэтому слушатели, хотя и одного пола, нередко смущаются, стараясь шумом и смехом побороть свое смущение, а иногда задают (особенно юноши) «каверзные вопросы», чтобы смутить медицинского работника. Поэтому для учащихся средних специальных и высших учебных заведений лучше организовывать на такие темы лекции врачей-специалистов, приглашать их для проведения занятий в народных университетах здоровья, на тематические вечера и вечера вопросов и ответов. Целесообразно также организовать демонстрацию санитарно-просветительных кинофильмов. В последние годы выпущены кинофильмы в I части «Только правда» (1976) и в 0,5 части («Шорт-фильмы») «Цена легкомыслия», «Пьянство и венерические болезни», «Неразборчивость», «Мимолетное увлечение» (все они выпущены в 1979 г.), «Бахус и Венера» (1982). Показ этих фильмов, а также сообщение основных сведений о венерических болезнях (источник заражения, первые признаки, обязательность лечения до выздоровления и т. д.) нужны при собеседованиях с молодыми рабочими, колхозниками, служащими. Такие беседы очень важно, например, проводить с водителями автотранспорта, особенно выезжающими в дальние рейсы, с работниками геологических и других партий и экспедиций, по роду своей деятельности  надолго  оторванными от семьи, с работниками предприятий общественного питания, железнодорожного транспорта и пр.

Круг бесед, в которые наиболее целесообразно включать эти сведения, может быть весьма широким: гигиена быта, здоровый отдых, гигиена половой жизни, гигиена женщины (девушки), гигиена мужчины (юноши) и т. д. В тех случаях, когда в данном колхозе, кишлаке, селе, на предприятии, в учреждении был случай заболевания сифилисом или гонореей, фельдшер и акушерка могут подготовить специальные беседы именно по профилактике подобных болезней. Обсудив их текст с врачом или на беседческой группе, средний медицинский работник может проводить беседы среди контингентов, в которых была зарегистрирована венерическая заболеваемость (например, среди шоферов, строительных рабочих и т. д.). Это могут быть встречи в общежитиях, на полевых станах, на животноводческих фермах и пр. Слушателям можно говорить о имевшем место случае заболевания, но, конечно, не называя конкретных имен и фамилий—к этому обязывает врачебная тайна.

На здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах рекомендуется выпускать санитарные бюллетени, вывешивать соответствующие плакаты. Если в местных библиотеках есть книги по профилактике венерических болезней, гигиене половой жизни (а таких книг сейчас выпускается немало), их следует широко рекомендовать слушателям.